Массалитинова Варвара Осиповна
(1878–1945)
Актриса В. О. Массалитинова родилась 29 июля 1878 года в городе Ельце Орловской губернии, в семье далекой от театральной жизни. Отец, Осип Иераклиевич, служил гутором (определителем сортов чая) в известной чайной фирме купца первой гильдии Петра Боткина. Мать, Анна Максимовна (урожденная Зубова), вела домашнее хозяйство.
В семье было четверо детей. Старшая сестра Надежда (1876-1921) стала впоследствии известным в России педагогом, деятелем в области внешкольного воспитания, последователем выдающегося педагога-демократа Петра Федоровича Лесгафта, брат Николай (1880-1961) – актером и режиссером, одним из самых значительных деятелей русского театрального зарубежья, младшая сестра Мария (1892-1968) – медсестрой.
Большое влияние на детей оказали дед и бабушка со стороны матери – Максим Ильич и Глафира Николаевна Зубовы. Дед обладал хорошим голосом, пел в церковном хоре, а бабушка была искусной сказительницей, пела народные песни, прекрасно играла на многих народных инструментах.
В 1886 году отца перевели по службе в Сибирь. Вскоре за ним переехала и вся семья. Так Массалитиновы оказались в Томске. В 1890 году Варвару Массалитинову определили в Томскую женскую гимназию, где она начала играть в ученических спектаклях. После смерти отца в 1896 году материальное положение семьи резко ухудшилось. Не имея средств, чтобы окончить восьмой класс гимназии (гимназия имела семь общеобразовательных классов и восьмой – педагогический, за обучение взималась плата 40 руб. в год), Варваре пришлось поступить счетоводом в горное управление, чтобы собрать средства для окончания гимназии.
С 1897 года она играла в драматическом кружке, организованном при Томской народной библиотеке бывшим артистом Малого театра Казимиром Валентиновичем Корсаком. В это время ею были сыграны роли Кукушкиной, Жмигулиной и Боровцовой в пьесах А. Н. Островского «Доходное место», «Грех да беда на кого не живет», «Пучина»; свахи в «Женитьбе» Н. В. Гоголя.
Обладая незаурядной внешностью, выразительным, но грубоватым и совсем немиловидным лицом, резким и строгим характером, Варвара Массалитинова уже тогда предпочитала роли пожилых женщин: свах, матерей и нянек. Именно в этом амплуа она завоевала признание томских зрителей, и они предрекали ей «будущность незаурядную» на русской сцене. В Томске же Варвара впервые играла на сцене с профессиональными артистами. Корсак рекомендовал её руководителю гастролирующей труппы Александринского театра М. И. Писареву для исполнения ролей Глаши и сумасшедшей барыни в «Грозе» А. Н. Островского. Двадцатилетняя любительница блестяще справилась с обеими столь несхожими между собой ролями. После спектакля М. И. Писарев долго беседовал с Варварой и уговаривал её ехать учиться в Петербург к В. Н. Давыдову или в Москву к А. П. Ленскому.
Но ни сама Варвара Массалитинова, ни ее родные не относились к её театральным увлечениям серьезно. И к тому времени она уже приняла решение поступить слушательницей на Высшие женские курсы в Петербурге, но судьба решила за нее по-другому. В конце лета 1898 года по дороге в Петербург Варвара задержалась в Москве у своей старшей сестры Надежды. В это время в школе Малого театра, руководимой выдающимся актером, режиссером и педагогом А. П. Ленским, проходили приемные испытания, и Массалитинова решила попробовать свои силы. Она прочитала басню Крылова «Чиж и голубь» и несколько отрывков из сыгранных ею ролей в пьесах А. Н. Островского. Несмотря на неподготовленность и плохое самочувствие (накануне экзамена у Варвары вырвали зуб, и она пришла в театр с завязанной щекой), её яркая одаренность проявилась сразу же, и Массалитинова была принята.
В 1901 году Варвара Осиповна окончила драматическую школу, и, единственная из выпускников этого года, поступила на сцену Малого театра, где и проработала всю свою жизнь, за исключением двух лет (1919-1920), когда она играла в Государственном показательном театре, организованном А. В. Луначарским.
Первую крупную роль Коробочки в «Мёртвых душах» по Гоголю Варвара Массалитинова сыграла на сцене Нового театра, который был филиалом Малого. Очень скоро она стала одной из ярчайших характерных актрис Малого театра, создательницей целой галереи разнообразных старух в пьесах русской классики: Мерчуткина («Юбилей» Чехова), Ненила Сидоровна («В чужом пиру похмелье» Островского), Хлёстова («Горе от ума» Грибоедова), Демидьевна («Нашествие» Леонова) и других. Особенно ей были близки роли в пьесах А. Н. Островского, и в разные годы она создала более 20 образов героинь великого драматурга.
Балканиха ("Растеряева улица" по Г. Успенскому, 1929) |
Пузатова ("В чужом пиру похмелье" А. Н. Островский, 1934) |
Манефа ("На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островский, 1935) |
Во время гастролей по провинции бывала Варвара Массалитинова и в Ельце. Впоследствии она вспоминала: «Вот я приехала в свой родной город Елец. Городской театр. Во время спектакля разразилась сильная гроза. Раскаты грома и дождь, который барабанил по крыше, заглушали наши голоса на сцене, а поэтому публика грызла подсолнухи, жевала пряники, щелкала орехи и разговаривала между собою. Помню, мы с Худолеевым, сознавая, что нас все равно не слышно, вместо своих слов по пьесе начали говорить что-то совершенно не относящееся к спектаклю, стараясь только бы не утерять основной нити сцены. И... несмотря на всю эту обстановку, как только затихали раскаты грома и шум от дождя, врывался освеженный, чистый, ароматный воздух, наши реплики вдруг вновь начинали овладевать зрительным залом, устанавливалась тишина, публика взволнованно ловила каждое наше слово, а по окончании спектакля уходила довольная, взволнованная, наполненная большими и глубокими переживаниями. Нам подносили подарки. Нас окружали всяческим вниманием, любовью, уважением. И чувствовалось, что это от всей души... От искреннего сердца...».
Умная, наблюдательная, страстная, порывистая, порою резкая и не всегда справедливая, безграничная в похвалах и беспощадная в гневе Массалитинова бесспорно являлась человеком интересным, остроумным и оригинальным. Как вспоминала актриса Елена Гоголева: «… от других «стариков» Малого театра отличалась интересом ко всему новому и эксцентричностью. Режиссеры её побаивались. Она могла себе позволить любую выходку».
Ведущая актриса Малого театра Наталия Белёвцева знала Массалитинову с детства. Варвара Осиповна дружила с её старшей сестрой Анной, тоже актрисой Малого театра, и приходила по пятницам к ним в дом, когда собирались актеры. В своей книге «Глазами актрисы» Белёвцева писала о Варваре Массалитиновой: «Нарисовать её портрет чрезвычайно трудно и даже самый точный фото- или киноаппарат не схватил бы, мне кажется, её сущности, ибо вся она была порыв, движение, вихрь. Её мысли метались, и как было угадать, куда занесет её сегодня, сейчас, в эту минуту? Что ей взбредет в голову в следующую? И жила она так же беспокойно, неугомонно… В молодости она на гроши исколесила всю Европу, «частенько пёхом», как она выражалась…. И позже, в зрелые годы… то поднималась на аэроплане, то спешила посетить вернисаж, то, захлебываясь, спорила о новой книге, то летела на концерт.
Музыку она любила страстно и знала её хорошо. Умела окружить себя интересными людьми. Выдающиеся музыканты современности: Мясковский, Прокофьев, Шостакович бывали у неё запросто, а также завсегдатаями её вечеров за самоваром были профессора, художники, педагоги, писатели, искусствоведы, актеры. И сама Варвара Осиповна была не только радушной хозяйкой, но и интересной собеседницей, а чаще – спорщицей. Для каждого гостя она находила свою тему: вспоминала старину с профессором Сакулиным, рассуждала об искусстве актера с Моисси, заразительно весело отплясывала с Москвиным русскую. Гости аплодировали «Варюше» и под её острые реплики хохотали до упаду…
Играть с Варварой Осиповной было большим удовольствием, но в то же время надо было быть постоянно начеку, потому что она была человеком неожиданным… В «Доходном месте», играя Кукушкину, Варвара Осиповна задумала повести на сцене флирт с Юсовым-Кузнецовым. «Она его завлекает, – уверяла актриса, – Островский об этом думал, но не дописал. И Варвара Осиповна садилась к Юсову ближе, чем полагалось, глаза её сверкали, а ничего не подозревающий Кузнецов изумленно пятился и вообще не знал, куда деваться. Все, кто наблюдал эту сцену, говорили, что получилось очень интересно, очень смешно и, что главное, верно по мысли.
Играя Хлёстову в «Горе от ума», при словах: «час битый ехала с Покровки, мочи нет» – Варвара Осиповна забыла, с какой улицы ехала Хлёстова: с Арбата, с Мясницкой, с Воздвиженки, с Кисловки? – так и перебирала она на сцене разные улицы, пока, наконец, не вспомнила: «с Покровки!». Мы, игравшие с ней, едва удерживались от смеха, а она расстроилась и потом, чуть не плача, мне сказала: «Сегодня по Станиславскому хотела сыграть и забыла про Покровку. Никого нет знакомых на этой улице, вот и забыла».
В Малом театре в то время немногие актеры её поколения испытывали потребность попробовать сыграть «по Станиславскому». Но она искренне хотела, ей это было интересно. Одно время она даже посещала музыкальную студию Станиславского. Имела с Константином Сергеевичем много личных бесед, следила за его работами и была буквально им одержима, так что иной раз не хотела разговаривать: «Не приземляй меня, – бывало скажет, – я сегодня в сферах».
Талант Массалитиновой, яркий, своеобразный, сочный, далекий от сентиментальности и украшательства, вписал незабываемые страницы в историю русского театра. Она не боялась заостренности и смелости трактовки изображаемых ей героинь. Играя в продолжение многих лет одну и ту же роль, артистка была далека от штампа и до конца жизни искала новые пути к лучшему и еще более проникновенному осмыслению порой уже, казалось бы, законченного ею образа. А её низкий, богатый обертонами голос сам по себе – явление искусства!
Народный артист РСФСР Михаил Нароков вспоминал о ней: «…крепко скроенная – суриковского письма; то ли «боярыня Морозова с двоеперстием», Аввакуму родня, то ли озорная тетка с красного торга, на мужика в кулачки пойдет. Брови на лбу – беспокойные буруны, взлетают и падают».
Снималась В. О. Массалитинова и в кино. Дебютировала она в 1919 году вместе с великим артистом Иваном Москвиным в роли Столярихи в фильме «Поликушка», (режиссер А. Санин) по одноименной повести Л. Н. Толстого. Это был первый советский фильм, имевший успех за рубежом. Затем была роль Простаковой в фильме «Господа Скотинины» (1927) (режиссер Г. Рошаль) по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». У С. Эйзенштейна Массалитинова сыграла роль Амелфы – матери русского богатыря Буслая в фильме «Александр Невский» (1938). Из-за роли Кабанихи в фильме «Гроза» (1934) по одноименной пьесе А. Н. Островского, её долго не утверждали на роль бабушки Алеши Пешкова – Акулины Ивановны – в фильмах «Детство» и «В людях» (1938) Марка Донского по одноименным произведениям А. М. Горького. По воспоминаниям В. О. Массалитиновой она встретилась с Горьким лично в 1929 году и спросила его мнение относительно роли бабушки. «За скромным столом, приготовленным к завтраку, я встретила Алексея Максимовича. Он бросил вскользь взгляд на меня, как на новое лицо. Я никогда не забуду этой встречи. Высокий, сутулый, в сереньком теплом костюме с трубочкой в зубах стоял Горький. Он, конечно, был предупрежден о моем визите и о цели его. После долгих разговоров об итальянском народном театре Горький встал и пригласил нас осмотреть скульптуры на него… И вдруг, взглянув на меня, Алексей Максимович сказал одну фразу: «Подходите, только нос у моей бабки был «крышей». Учтите это». Этим самым замечанием он как бы благословил меня на образ Бабушки». Подробнее о работе В. О. Массалитиновой в кино см. «Липецкий край: территория кино».
В. О. Массалитинова – Народная артистка РСФСР (1933), лауреат Сталинской премии второй степени (1941) за роль бабушки Акулины Ивановны в фильмах «Детство Горького» и «В людях». Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1937, 1939).
В 1943 году, в возрасте шестидесяти пяти лет, Массалитинова исполнила на сцене Малого театра роль старой няньки Демидьевны в пьесе Л. Леонова «Нашествие». Это была её последняя роль.
Умерла В. О. Массалитинова 20 октября 1945 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы.
Произведения автора
Мои фантастические и романтические мысли о пьесе Островского «Без вины виноватые» / В. О. Массалитинова ; обраб. текста и коммент. В. В. Федорова // Щелыковский сборник : материалы и сообщ. по фондам Гос. Музея-заповед. А. Н. Островского. – Ярославль : Верхне-Волж. кн. изд-во, 1973. – С. 89-95.
О К. С. Станиславском / В О. Массалитинова ; обраб. текста и коммент. В. В. Федорова // Щелыковский сборник. – Ярославль, 1973. – С. 100-108.
Статьи и приветствия в дни юбилеев А. А. Яблочкиной / В. О. Массалитинова // Яблочкина А. А. 75 лет в театре / А. А. Яблочкина. – М. : Всерос. театр. о-во, 1977. – С. 404-405.
В. О. Массалитинова – В. Э. Мейерхольду : [письмо] май – нач. июня 1935 г. Ленинград // Мейерхольд В. Э. Переписка. 1896-1939 / В. Э. Мейерхольд ; сост. В. П. Коршунова, М. М. Ситковецкая. – М. : Искусство, 1976. – С. 338-339.
Воспоминания / В. О. Массалитинова // Киноведческие записки. – 2000. – № 47. – С. 164-166.
Литература о жизни и деятельности
Варвара Осиповна Массалитинова : [автобиография актрисы] // Актеры и режиссеры : театральная Россия. – М., 1928. – Т. 1. – С. 165-170.
Бояджиев Г. Н. Массалитинова – Хлестова // Советское искусство. – 1938. – 8 дек. – То же : [Электронный ресурс] // Кино-Театр.РУ : сайт. – Режим доступа : http://m.kino-teatr.ru/art/history/4167/. – 18.04.2019.
Афанасьев В. Н. Варвара Осиповна Массалитинова. 1878-1945 / В. Н. Афанасьев. – М.-Л. : Искусство, 1951. – 79 с. : ил.
Пестрейков Л. Варвара Массалитинова // Театр. – 1955. – № 10.
Нароков М. С. Биография моего поколения : театр. мемуары / М. С. Нароков ; предисл. С. Валерина. – М. : ВТО, 1956. – 303 с.
С. 287-289 : В. О. Массалитинова.
Ильина М. В. Массалитинова / М. Ильина // Актеры советского кино. – Л., 1970. – Вып. 6. – С. 196-207.
Лиль В. Народные артисты : [В. О. Массалитинова и Н. И. Дорохин] // Красное знамя [г. Елец]. – 1971. – 18 дек.
Островский А. Н. Из архива В. О. Массалитиновой // Щелыковский сборник: материалы и сообщ. по фондам Гос. Музея-заповед. А. Н. Островского. – Ярославль : Верхне-Волж. кн. изд-во, 1973. – То же : [Электронный ресурс] // Lib.ru/Классика : сайт http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/text_1945_masalitinova.shtml. – 16.04.2019.
Петрейков Л. Варвара Массалитинова // Советская культура. – 1974. – 26 июля.
Белевцева Н. А. Глазами актрисы / Н. А. Белевцева ; предисл. А. Штейна. – М. : Всерос. театр. общ-во, 1979. – 295 с. – Из содерж. : [о В. О. Массалитиновой]. – С. 207-213. – То же : [Электронный ресурс] // Государственный академический Малый театр : сайт. – Режим доступа : https://www.maly.ru/news/3443. – 18.04.2019.
Гоголева Е. Н. На сцене и в жизни / Е. Н. Гоголева. – М. : Искусство,1989. – 297 с. – (Театральные мемуары).
Любимов Н. М. Массалитинова, Рыжова, Пашенная, Смирнова // Неувядаемый цвет : кн. воспоминаний / Н. М. Любимов. – М. : Яз. рус. культуры, 2007. – Т. 3. – То же : [Электронный ресурс] // ВикиЧтение : сайт. – Режим доступа : https://biography.wikireading.ru/202782. – 20.04.2019.
Серякова Н. А. В. О. Массалитинова – артистка томского кружка любителей драматического искусства / Н. А. Серякова // Этюды культуры – 2008 : материалы Всерос. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 25 апреля 2008 г.). – Томск, 2008. – Ч. 1 : Музеология и культурное наследие. – С. 159-167.
Овчинников А. С благословения Горького // Липецкая газета. – 2009. – 28 янв. – С. 4.
Шебалова А. Народная артистка из Ельца // Красное знамя [г. Елец]. – 2013. – 26 марта. – С. 4.
Фокин П. Е. Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX-XX веков / П. Е. Фокин, С. П. Князева. – СПб. : Пальмира, 2018. – Т. 2. – 638 с.
С. 259-260 : Массалитинова Варвара Осиповна.
Неизвестные елецкие знаменитости : Варвара Осиповна Массалитинова : к 140-летию со дня рождения актрисы / подгот. С. Н. Корнеева // Библиотечная палитра. – 2018. – № 3. – С. 82-86.
Справочные материалы
Большая российская энциклопедия. – М., 2012. – Т. 19 . – С. 298 : портр.
Театральная энциклопедия. – М., 1965. – Т. 3. – С. 733-735.
Русский драматический театр : энциклопедия. – М., 2001. – С. 270.
Московская энциклопедия. – М., 2008. – Т. 1, кн. 2 : Лица Москвы : И-М. – С. 569.
Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 328-329.
Кинословарь. – М., 1970. – Т. 2. – С. 50.
Славные имена земли липецкой : биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 379.
Деятели искусства : биобиблиогр. указ. – Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1982. – С. 32-34.
Интернет-ресурсы
Липецкий край: территория кино : [Варвара Осиповна Массалитинова] [Электронный ресурс] / Липец. ОУНБ ; Е. В. Гончарова // Липецкая областная универсальная научная библиотека : сайт. - Режим доступа: https://lib48.ru/kray/kultura/massalitinova-varvara-osipovna-1978-1945. – 16.04.2019.
Варвара Осиповна Массалитинова [Электронный ресурс] // Государственный академический Малый театр : сайт. – Режим доступа : http://www.maly.ru/news/1765. – 16.04.2019.