Массалитинов Николай Осипович

Массалитинов Николай Осипович

(1880–1961)

Русский и болгарский театральный деятель, актер, педагог, режиссер Н. О. Массалитинов родился 24 февраля 1880 года в городе Ельце Орловской губернии, в семье, далекой от театральной жизни. Отец, Осип Иераклиевич, служил гутором (определителем сортов чая) в известной чайной фирме купца первой гильдии Петра Боткина. Мать, Анна Максимовна (урожденная Зубова), вела домашнее хозяйство.

В семье было четверо детей. Старшая сестра Надежда (1876-1921) стала впоследствии известным в России педагогом в области внешкольного воспитания, последователем выдающегося педагога-демократа Петра Федоровича Лесгафта; сестра Варвара (1878-1945) – известной актрисой Малого академического театра, лауреатом Государственной премии Советского Союза, народной артисткой РСФСР; младшая сестра Мария (1892-1968) – медсестрой, в Первую мировую войну была сестрой милосердия.

Большое влияние на детей оказали дед и бабушка со стороны матери – Максим Ильич и Глафира Николаевна Зубовы. Дед обладал хорошим голосом, пел в церковном хоре, а бабушка была искусной сказительницей, пела народные песни, прекрасно играла на многих народных инструментах.

В 1886 отца перевели в Томск. Вскоре за ним переехала и вся семья. Так Массалитиновы оказались в Томске. Будучи гимназистом, Николай играл в драматическом кружке. После смерти отца в 1896 году материальное положение семьи резко ухудшилось. Окончив гимназию, Н. Массалитинов в 1900 году поступил на медицинский факультет Томского университета и сразу же стал одним из активистов студенческого марксистского кружка. Вскоре он был исключен из числа студентов за «политическую неблагонадежность». Через год успешно сдал экзамен в технологический институт, но вскоре был исключен и оттуда за участие в политической демонстрации. Томская полиция выдала ему предписание покинуть город.

massalitinovk1По совету сестры, к тому времени актрисы Малого театра, он переехал в Москву и в 1904 году был принят в Императорское театральное училище. Его педагогами были А. П. Ленский и А. Федотов. После окончания училища в 1907 году, молодого актера К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко пригласили в Московский Художественный театр.

С 1909 года Николай Осипович преподавал дикцию и декламацию на частных «Курсах драмы Адашева».

В 1913-1916 годах Н. О. Масалитинов вместе с Н. Г. Александровым и Н. А. Подгорным создал и руководил частной Школой драматического искусства, которую называли «Школой трех Николаев», позже она была преобразована во Вторую студию Московского художественного театра.

Массалитинов был одним из любимых актеров В. И. Немировича-Данченко, высоко ценил его и К. С. Станиславский. Он был одним из тех, кто внимательно воспринял опыты Станиславского и пользовался его доверием. Уже в 1911 году Константин Сергеевич внес фамилию Массалитинова в список тех, кого он хотел в первую очередь ознакомить со своими записками по «системе». «Во время моей работы с Константином Сергеевичем в Московском художественном театре, – вспоминал Массалитинов, – я познакомился не менее чем с пятью-шестью вариантами его системы».

Н. О. Массалитинов оставил очень интересные воспоминания о К. С. Станиславском (отрывки из них приводятся в приложении к монографии М. Каназирской). Из них, например, можно узнать, что каждый Новый год Станиславский встречал чтением вслух молитвы Господней «Отче наш», а также, что «в 1918 году Святейший патриарх Тихон обратился к Станиславскому с просьбой дать совет – как усилить благолепие церковной службы – и Станиславский дал свой совет». Интересен и рассказ о том, как Станиславский готовился исполнить роль полковника Ростанева в инсценировке «Села Степанчикова» по Достоевскому. Но потом стало понятно, что она не соответствует его сценическим данным. По постановлению Художественного совета МХТ роль была передана Массалитинову, и в день премьеры Станиславский принес ему три розы.

На сцене Московского художественного театра Массалитинову довелось сыграть более тридцати крупных ролей. Среди них, Ислаев в пьесе «Месяц в деревне» И. С. Тургенева, Сатин в пьесе М. Горького «На дне», Скалозуб в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Городулин в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, Шатов в «Николае Ставрогине» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Особенно хорош был Николай Осипович в ролях чеховского репертуара: Андрей Прозоров и Соленый в «Трех сестрах», Войницкий и профессор Серебряков в «Дяде Ване», Лопахин в «Вишневом саду». Его исполнение Лопахина очень понравилось Ольге Книппер-Чеховой. На склоне лет она писала Массалитинову: «Дорогой друг Николай Осипович! Я отлично помню, как Вы в первый раз играли Лопахина в Вишневом саду, когда Вы в первом акте присаживаетесь к маленькому столику и обращаетесь к Раневской, так проникновенно, так душевно, что я без слов почувствовала подступающие слезы, и я заплакала от какого-то теплого, теплого чувства. Помню как сейчас и благодарю Вас. После этого я много раз играла Раневскую с другими Лопахиными, но никогда [так] не грели меня эти слова, написанные Антоном Павловичем…».

massalitinovk3 massalitinovk4  massalitinovk5 

Театральные скитания Массалитинова начались в 1919 году. Группа артистов Московского художественного театра во главе с В.И. Качаловым, в составе которой оказались Николай Осипович и его жена - актриса Елена Краснопольская, выехала на гастроли на юг России. Как предполагалось, на две-три недели, но гастроли растянулись на шесть долгих лет. Отрезанная от Москвы войсками Деникина, «Качаловская группа» сначала перемещалась по территории, охваченной Гражданской войной бывшей Российской империи, а затем по странам Восточной и Западной Европы. Её путь пролегал через Софию, Белград, Загреб, Вену, Прагу, Берлин.

Из воспоминаний Николая Массалитинова: «Когда гражданская война в СССР закончилась, советское правительство прислало за нами уполномоченного Н.А. Подгорного, чтобы вывезти нас на родину. Тогда одна часть труппы возвратилась в Москву, а другая – заключила контракт с киностудией и осталась в Берлине. Причина невозвращения у оставшихся была – голодный год в СССР. Что касается меня и моей жены, я не мог возвратиться, потому что у нас на руках была двухмесячная Таня и жена была больна после родов».

В мае 1922 года «Качаловская группа», после отъезда Качалова, Книппер-Чеховой и других в Москву, перестала существовать. Некоторое время после распада «Качаловской группы» «отколовшиеся» провели в Берлине, где Массалитинов открыл частную школу и продолжил свою педагогическую деятельность с молодыми актерами труппы. Н. О. Массалитинов с оставшимися актерами стали называть себя «Пражской группой», так объясняя происхождение названия: «Чехословацкое правительство пригласило нас переселиться в Прагу, оно дало нам ежемесячную субсидию, а мы должны были здесь готовить наши пьесы, четыре месяца играть их в Чехословакии, а остальное время года имели право гастролировать, где хотим». После гастролей Пражской группы по Центральной Европе и Балканам Николай Осипович приобрел репутацию не только превосходного актера, но и мастера театральной педагогики и режиссуры.

massalitinovk10В 1925 году Н. О. Массалитинов с семьей по приглашению болгарского правительства поселился в Софии и более тридцати лет был режиссером (1925-1958) Софийского Национального театра (в 1928-1944 гг. – главным режиссером). На болгарскую сцену он привнес принципы Московского художественного театра, основы системы Станиславского, ставил русскую классику, пьесы западных драматургов, но главной его заботой было создание болгарского национального репертуара. По словам драматурга С. Костова, Н. О. Масалитинов «создал болгарскую пьесу». Благодаря ему, начиная с 1927 года, каждый сезон Национального театра Софии открывался пьесой отечественного автора. Всего на болгарской сцене Николай Осипович поставил свыше 130 пьес, из которых 36 болгарских. Созданная им в 1925 году Актерская школа при Национальном театре положила начало систематическому театральному образованию в Болгарии. После Второй мировой войны, в 1948 году Н. О. Массалитинов возглавил первое в Болгарии высшее театральное учебное заведение – Высший институт театрального искусства (ВИТИС).

После 1925 года Николай Осипович практически не выходил на сцену. В Болгарии оказались, прежде всего, востребованными его талант и опыт режиссера, а также театрального педагога. Единственным исключением оказалась сыгранная во время войны (1943) роль Маттиаса Клаузена в поставленном им спектакле «Перед заходом солнца» классика немецкой литературы Г. Гауптмана.

После переворота 9 сентября 1944 года, когда к власти в Болгарии пришли коммунисты, пост главного режиссера Национального театра ему пришлось оставить. Поскольку Н. О. Массалитинов оказался в так называемой зоне советского влияния, то перспектива возможного возвращения на родину на некоторое время глубоко завладела его помыслами. Он даже писал своей сестре Варваре Осиповне с просьбой помочь ему в этом деле. Несмотря на предпринятые усилия, вернуться на родину ему не удалось. Еще в 1931 году специальным указом болгарского царя Бориса III Н. О. Массалитинову было предоставлено болгарское подданство. А в послевоенные годы Николаю Осиповичу пришлось принять гражданство Народной Республики Болгарии.

Н. О. Массалитинов был удостоен звания народного артиста Болгарии (1948) и награжден высшей правительственной наградой страны – премией имени Георгия Димитрова (1950).

massalitinovk12И все же Н. О. Массалитинову удалось побывать на родине. Он трижды - в 1948, в 1951 и в 1954 году - приезжал в Россию, посетил Москву, Ленинград и другие города. Поездку 1951 года в составе болгарской делегации театральных деятелей он описал в своеобразном дневнике-письмах к жене Е. Ф. Краснопольской. В Москве он разыскал свою младшую сестру Марию и забрал часть архива Варвары Осиповны Массалитиновой.

Последняя актерская работа Массалитинова вновь вернула его на Родину. В совместном советско-болгарском фильме «Герои Шипки», 1954 года (режиссер С. Д. Васильев) он исполнил роль канцлера Российской империи князя А. М. Горчакова.

Умер Николай Осипович Массалитинов 22 марта 1961 года в Софии. Его имя носит театр в Пловдиве. Его дочь, народная артистка Болгарии Татьяна Николаевна Массалитинова, по-болгарски – просто Таня Массалитинова (1921–2014), продолжила семейную традицию актерского ремесла и посвятила свою жизнь сцене.

Произведения автора

Спомени, статии, писма : [на болгар. яз.] / Н.О. Масалитинов ; съст.: Таня Масалитинова и др. ; встъп. студия Надежда Тихова. – София : Наука и изкуство, 1987. – 376 с.
Мои воспоминания / Н.О. Масалитинов // Вагапова Н. М. Русская театральная эмиграция в Центральной Европе и на Балканах : очерки / Н. М. Вагапова. – СПб. : Алетейя, 2007. – С. 191-226. – (Русское зарубежье. Источники и исследования).

Литература о жизни и деятельности

Державин К. Болгарский театр : очерк истории / К. Державин. – М.-Л., 1950. – 460 с. : ил.
     С. 299-302 : [о Н. О. Массалитинове].
О. Л. Книппер-Чехова – Н. О. Массалитинову : [письмо] 22 августа 1957 г. Москва ; Н. О. Массалитинов – О. Л. Книппер-Чеховой : [письмо] 29 августа 1957 г. София // Книппер-Чехова О. Л. Воспоминания и переписка : в 2 ч. / О. Л. Книппер-Чехова. – М. : Искусство, 1972. – Ч. 2 : Переписка (1896-1959). Воспоминания о О. Л. Книппер-Чеховой. – С. 261-263.
Иванов А. Наш земляк в Художественном театре // Ленинский путь [Елецкий район]. – 1973. – 29 сент.
Массалитинова Т. Мое большое наследство : [воспоминания дочери Н. О. Массалитинова] // Болгарская женщина. – 1976. – № 10. – С. 12-13.
Тихова Н. Н. Н. О. Массалитинов и болгарский театр // Русско-болгарские театральные связи : сб. ст. и материалов. – Л. : Искусство, 1979. – С. 51-68.
Огрызков К. «Он умел открывать дарования…» : к 100-летию со дня рождения // Ленинское знамя. – 1980. – 1 марта. – С. 4.
Аронов А. А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции, 1917-1939 гг. : культурологический аспект : дис. д-ра культурол. наук / А. А. Аронов. – М., 1999. – 232 с.
Марар О. И. История российской артистической эмиграции в славянских странах, 1918-1939 годы : Чехословакия, Югославия, Болгария : дис. канд. ист. наук / О. И. Марар. – Воронеж, 2000. – 203 с.
Лепехина А. Театр в Пловдиве носит имя нашего земляка : Николаю Массалитинову – 120 лет // Де-факто. – 2000. – 22-24 февр. – С. 4.
Болгарское искусство и литература : история и современность / [ред.-сост. И. В. Попова, В. Н. Федотова]. – СПб. : Алетейя, 2003. – 286 с. : ил. – (Искусство и литература Центральной Европы).
Йованович М. Русская эмиграция на Балканах. 1920-1940 / М. Йованович ; [пер. с серб. А. Ю. Тимофеева]. – М. : Рус. Зарубежье : Рус. путь, 2005. – 487 с. – (Библиотека-фонд «Русское зарубежье» : Ex cathedra; вып. 1).
Вагапова И. М. Русская режиссура в Западной и Центральной Европе и на Балканах: Массалитинов, Ракитин, Шаров // Художественная культура русского зарубежья: 1918-1939 : сб. ст. – М. : Индрик, 2008. – С. 314-347.
Массалитинов Николай Осипович (1880-1961) // Добрый вечер. – 2008. – 20-26 февр. (№ 8). – С. 11.
Вагапова Н. М. Николай Осипович Массалитинов и болгарский театр XX века // Славяноведение. – 2009. – № 4. – С. 55-67.
Косик В. И. Русские краски на балканской палитре : художественное творчество русских на Балканах (конец XIX – начало XXI века) / В. И. Косик. – М. : Пробел-2000, 2010. – 459 с. : ил.
Чекомазова В. Он наш земляк // Елецкий вестникъ. – 2010. – 22 марта (№ 11). – С. 16.
Вагапова Н. «С удовлетворением и радостью увидел родную школу МХАТА» из переписки Н. О. Массалитинова 1950-1960-х годов // Вопросы театра. – 2012. – № 3/4. – С. 294-338.
Овчинников А. Ученик Станиславского: жизнь и судьба : как ельчанин стал народным артистом Болгарии // Липецкая газета. – 2012. – 13 марта. – С. 6.
Каназирска М. После России: к проблеме культуры российской эмиграции в Болгарии (1920–1940) / М. Каназирска. – Велико Тырново: Великотырновский ун-т им. св. Кирилла и св. Мефодия, 2013. – 600 с.
Каназирска М. После России : отрывок из кн. / М. Каназирска // Роман-журнал XXI век. – 2014. – № 1 – С. 105-112.
Косик В. И. Театральные тумбы Болгарии // Русистика без граници. – 2017. – Т. 1, № 2 (2). – С. 45-52.

Справочные материалы

Большая советская энциклопедия. – М., 1974. – Т. 15. – С. 451.
Большая российская энциклопедия. – М., 2012. – Т. 19. – С. 298.
Театральная энциклопедия. – М., 1964. – Т. 3. – С. 732-733.
Русский драматический театр : энциклопедия. – М., 2001. – С. 270.
Московская энциклопедия. – М., 2008. – Т. 1, кн. 2 : Лица Москвы. – С. 568-569.
Русское зарубежье = Russia abroad : золотая книга эмиграции : первая треть XX века : энцикл. биогр. словарь. – М., 1997. – С. 401-402.
Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 328.
Славные имена земли липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деят. искусства. – Липецк, 2007. – С. 378.
Деятели искусства : биобиблиогр. указ. – Воронеж, 1982. – С. 34-35.

Интернет-ресурсы

Соловьева И. Николай Осипович Массалитинов [Электронный ресурс] // Московский художественный театр им. А. П. Чехова : сайт. – Режим доступа: http://www.mxat.ru/history/persons/massalitinov/. – 17.04.2019.