Варфоломеев Иван Поликарпович

Варфоломеев Иван Поликарпович

(1886-1940)

Певец (тенор), артист оперы и режиссер И. П. Варфоломеев родился в 1886 году в деревне Аладьино Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Данковский район) в крестьянской семье.

После окончания Рязанской духовной семинарии в 1906 году он поступил в хор московского Большого театра. Под руководством хормейстера У. Авранека И. П. Варфоломеев подготовил около 15 второстепенных партий и эпизодически выступал в спектаклях. Одновременно брал уроки пения у Екатерины Августовны Веденяпиной, которая пела в Миланском «Ла Скала» и Мадриде под псевдонимом Массини.

В 1911 году, по рекомендации режиссера В. А. Лосского, он был принят в Киевскую оперную антрепризу С. Брыкина, где дебютировал в партии Синодала в опере А. Г. Рубинштейна «Демон».

В 1912-1913 годах И. П. Варфоломеев выступал в Одессе, в 1913-1914 годах – в Харькове, где был был партнером М. Баттистини.

В 1913-1914 годах Иван Поликарпович участвовал в «Русских сезонах» С. П. Дягилева в Париже и Лондоне, он пел партии Владимира Игоревича («Князь Игорь» А. П. Бородина), Юродивого («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Рыбака в опере «Соловей».

В 1914-1918 годах И. П. Варфоломеев пел в Театре музыкальной драмы в Петрограде, где готовил партии под руководством И. М. Лапицкого.

В 1918-1920 годах он вновь в Одессе, в 1920-1922 годах – в Севастополе, где уже не только солировал, но и впервые работал режиссером оперного театра.

В 1922-1924 годах И. П. Варфоломеев работал в Москве в театре «Кривой Джимми», и в те же годы он был режиссером Трудового оперного коллектива.

По словам современников, Иван Поликарпович обладал гибким, звучным голосом широкого диапазона, что позволяло ему исполнять лирические и драматические партии. Он был первым исполнителем партии Грицько в «Сорочинской ярмарке» в инструментовке Ц. Кюи. Он блистал в партиях: Баян («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Князь («Русалка» А. С. Даргомыжского), Ленский, Трике и Вакула («Евгений Онегин» и «Черевички» П. И. Чайковского), князь Голицын и Андрей («Хованщина» М. П. Мусоргского), Берендей, Индийский гость, Лыков, Бомелий, Моцарт, («Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова), Фауст («Фауст» Ш. Гуно), Хозе («Капмен» Ж. Бизе), Альфред и Герцег («Травиата» и «Риголетто» Д. Верди), Рудольф («Богема» Д. Пуччини), Альмавива («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Вальтер («Тангейзер» Р. Вагнера). Но лучшей партией И. П. Варфоломеева оставалась Пеллеас в опере К. Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда», которую он пел в Петрограде в Театре музыкальной драмы им. И. М. Лапицкого в 1915 году. Иван Поликарпович выходил на сцену вместе с легендарными певцами: Ф. Шаляпиным, И. Алчевским, В. Луканиным, П. Журавленко, М. Турчаниновой, Л. Андреевой-Дельмас, М. Бриан.

C 1924 года И. П. Варфоломеев вел только режиссерскую деятельность. До 1927 года он был главным режиссером в Новосибирске.

В 1926-1929 годах в Харбине руководил оперной группой, в которой блистали молодой Сергей Лемешев, сопрано Спришевская и Батурина, меццо-сопрано Зелинская. Почти все оперные постановки шли на сцене Железнодорожного собрания, зрительный зал которого вмещал 1200 человек и имел прекрасную акустику. По воспоминаниям С. Лемешева («Путь к искусству»): «… наш режиссер И. Варфоломеев, в прошлом артист Петербургской музыкальной драмы, в своей самостоятельной работе сумел отказаться от всех натуралистических излишеств театра Бихтера и Лапицкого, но сохранить зерно правды, к которой они стремились, воспитать в этом духе и нас». (М. Бихтер и И. Лапицкий были основателями и руководителями Театра музыкальной драмы в Петербурге в 1912 году). С. Лемешев вспоминал, что, когда он хотел исполнить партию Гофмана («Сказки Гофмана» Оффенбаха), дирижер А. Пазовский, отговаривая его от этого, рассказал, что «Иван Поликарпович Варфоломеев, наш режиссер, в прошлом тенор, потерял голос именно на партии Гофмана...».

В 1929-1933 годах Иван Поликарпович работал в Баку, где впервые поставил оперу «Северный ветер» композитора Л. К. Книппера, народного артиста РСФСР, племянника Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, и спел партию Горояна.

В 1933-1934 годах он был художественным руководителем и главным режиссером оперного театра в Иркутске.

С 1934 года И. П. Варфоломеев был главным режиссером оперного театра в Саратове (ныне Саратовский академический театр оперы и балета), в котором он поставил оперы: «Садко», «Снегурочку» Н. А. Римского-Корсакова, «Тихий Дон», «Поднятая целина» И. Дзержинского, «Аида» Вердиоперы, «Даиси» Захария Палиашвили (первое исполнение на русском языке), музыкальную комедию «Аршин Мал-алан» азербайджанского композитора У. Гаджибекова; опера М. Глинки «Иван Сусанин» была поставлена одной из первых в провинции после Большого театра. В саратовской газете «Коммунист» от 23 марта 1939 года так писали об этой постановке: «Спектакль произвел огромное впечатление. Оркестр под управлением Павлова-Арбенина прекрасно передал вдохновение и красоту глинковской музыки. Режиссер ГАБТ Е. Н. Соковнин и режиссер Саратовского театра И. П. Варфоломеев проявили неиссякаемое дарование. Они сохранили особенности оперного стиля и в то же время придали ему некоторые принципы драматической постановки». Еще более грандиозно выглядела постановка оперы на летних гастролях в Воронеже, когда дирижировал А. Сатановский, заглавную партию Сусанина пел Глеб Серебровский и хор доходил до 100 человек. Эту постановку консультировал главный режиссер Большого театра Б. А. Мордвинов.

Всего И. П. Варфоломеев поставил на сцене театров страны 31 оперу, его последняя работа была как раз в городе Саратове.

В словаре «Отечественные певцы», выпущенном «Советским композитором», указан год смерти певца – 1940-й. Этот же год упоминал известный историк моды Александр Васильев, побывавший в Саратове и рассказавший в своих публикациях, что Иван Поликарпович приходится ему двоюродным дедушкой.
Но В. М. Ганский в книге «Дорогие мои саратовцы» сообщает, что «в газете «Коммунист» за 8 мая 1945 года я нашел некролог, сообщавший, что дирекция, партийная организация, местком и коллектив работников государственного театра оперы и балета имени Н. Г. Чернышевского с прискорбием извещают о смерти одного из старейших работников театра режиссера Варфоломеева (почему-то переиначено его отчество в Петровича) и выражают соболезнования жене покойного О. П. Дрябиной. Ольга Петровна была концертмейстером театра и... проживала на улице Советской, дом 3, квартира 1 до глубокой старости. 8 мая 1945 года в 12 часов дня в помещении театра состоялась гражданская панихида по И. П. Варфоломееву. А вечером на сцене театра шла опера «Иван Сусанин», последняя работа в Саратове двух выдающихся режиссеров И. П. Варфоломеева и Б. А. Мордвинова».

Литература о жизни и творчестве

XXX лет сценической деятельности Ивана Поликарповича Варфоломеева : очерк жизни и творчества. – Саратов : Сарат. обл. театр оперы и балета, 1937. – 28 с. : ил.
Лемешев С. Я. Путь к искусству / С. Я. Лемешев ; [послесл. Е. Грошевой]. – 2-е изд. – М. : Искусство, 1974. – 383с. : ил.
Ганский В. М. Тенор, покоривший Саратов // Саратовские вести. – 2011. – 10 авг. – С. 3, 4.
Николаева Т. Оперный певец из деревни Аладьино // Заветы Ильича [Данковский район]. – 2011. – 18 окт.
Ганский В. М. Дорогие мои саратовцы / В. М. Ганский. – Саратов : Сарат. источник, 2016. – Кн. Пятая : сб. очерков и эссе. Мастера ТЭЦ. – 278 с. : ил. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=519762. – 15.09.2019.
Ганский В. М. Сын вспаханной земли // Саратовские вести. – 2016. – 8 июля. – С. 3.

Справочные материалы

Рязанская энциклопедия. – Рязань, 1999. – Т. 1. – С. 149-150.
Пружанский А. М. Отечественные певцы. 1750-1917 : словарь / А. М. Пружанский. – М., 1991. – Ч. 1. – С. 93-94.
Усович Р. М. Данковските светочи : биогр. справ. о просветителях, писателях, ученых и других видных деятелях / Р. М. Усович. – Липецк, 2012. – С. 120.
Деятели искусства : [биобиблиогр.] указ. лит. – Данков, 2014. – С. 32-33.