Рыбников Алексей Александрович

Рыбников Алексей Александрович

(1887–1949)

Художник, реставратор Алексей Александрович Рыбников родился 11 февраля 1887 года в Раненбурге Рязанской губернии (ныне Чаплыгин Липецкой области). Происходил из купеческого рода.

Отец художника Александр Николаевич Рыбников был уроженцем города Гжатска Смоленской губернии. В 1872 году он переселился в Раненбург, где основал свое дело по торговле зерном. Но череда неприятностей (обман А. Н. Рыбникова компаньоном в 1882 году, пожар в 1885 году) заставили купца распродать имущество для выплаты долгов, и в 1895 году семья переехала в Москву.Жена Александра Николаевича Прасковья Сергеевна, урожденная Щукина, тоже происходила из старинного купеческого рода. Пара обвенчалась в Раненбурге в 1874 году.

В семье родилось 12 детей, до совершеннолетия дожили семь. Большинство из них стали известными людьми. Сергей Александрович Рыбников (1876–около 1959) – экономист, специалист по страховому делу. Александр Александрович Рыбников (1878–1938) – специалист по экономической географии. Николай Александрович Рыбников (1880–1961) – автор исследований по детской психологии. Мария Александровна Рыбникова (1885–1942) – педагог, одна из создателей советской методики преподавания литературы.

Алексей был младшим ребенком в семье. В 1897–1905 годах обучался в Московском коммерческом училище. Затем учился в Харьковской школе рисования и живописи (1905-–1909), одновременно преподавал географию в Торговой школе и Харьковской женской гимназии. В 1910 году вернулся в Москву, где занимался в частной школе-студии Ф. И. Рерберга, а также брал уроки у М. Ф. Ларионова.

В течение десяти лет Алексей Рыбников был свободным художником. Он занимался оформлением любительских спектаклей, сотрудничал с московскими издательствами, создавал экслибрисы, издательские эмблемы. В 1918 году состоялась первая персональная выставка А. Рыбникова. Представленную на ней картину «Полотер» приобрела Государственная Третьяковская галерея.

В ранних работах Рыбникова чувствуется влияние М. Ф. Ларионова. Они выполнены в стилистике примитивизма и лучизма («Астрахань. Паруса», 1914; «Северное сияние», 1910-е). Художник обращался и к религиозной тематике ( «Апокалипсис», 1919; «Богоматерь с Младенцем», 1915; «Сон Иакова», 1916; «Иона», 1916).

Осенью 1918 года Алексей Рыбников поступил на службу в Коллегию по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения на пост заместителя заведующего Отделом провинциальной охраны. В его задачи входила эвакуация художественных ценностей подмосковных усадеб. В мае 1919 года начал работать в Государственной Третьяковской галерее сначала в должности хранителя, затем – реставратора. Вопросы реставрации стали главными в деятельности А. Рыбникова. Он был основателем, первым заведующим и научным руководителем реставрационных мастерских Государственной Третьяковской галереи. В ходе теоретических и практических исследований 1920–1925 годов Рыбников разработал метод фактурной фотосъемки живописной поверхности картины, который до настоящего времени остается одним из важных способов экспертизы и атрибуции картин, а также новый способ промывки картин. Результатом работы Рыбникова стали монографии «Фактура классической картины» (1927), «Техника масляной живописи» (1929). Алексей Рыбников выступил как редактор и автор вступительных статей к книга итальянского художника Ченнино Ченнини «Книга об искусстве, или Трактат о живописи» и австрийского художника Эрнста Бергера «История развития техники масляной живописи».

С 1925 по 1928 год А. А. Рыбников работал на Севере в Беломорском, Онежском и Северодвинском районах. В 1933 году участвовал в Первой Ленской экспедиции, где написал множество этюдов, в т. ч. «Игарка. Пристань», «Общий вид бухты Тикси», «Питомник ездовых собак. Остров Диксон».

rybnikov1  rybnikov2   rybnikov3
Игарка. Пристань Общий вид бухты Тикси Питомник ездовых собак. Остров Диксон

С 1929 по 1933 год А. Рыбников возглавлял лабораторию испытания живописных материалов Всесоюзного института лаков и красок. С середины 1930-х годов А. А. Рыбников работал в тесном сотрудничестве с С. А. Тороповым, который возглавил физико-химическую лабораторию Государственной Третьяковской галереи.

А. А. Рыбников руководил эвакуацией Государственной Третьяковской галереи в Пермь и Новосибирск в годы Великой Отечественной войны, а также участвовал в приемке картин после реэвакуации. Комиссией под руководством А. А. Рыбникова была подготовлена «Инструкция по хранению музейных ценностей в условиях военного времени». В 1942 году А. А. Рыбников за «долголетнюю и весьма ценную научную и руководящую работу в области научного обоснования музейно-реставрационного дела в СССР, а также ряд блестящих научных работ, выполненных в области исследования картины» был выдвинут на право соискания Сталинской премии. В 1944 году А. А. Рыбников был командирован в Люблин (Польша), где принял участие в реставрации картин Яна Матейко «Грюнвальдская битва», «Прусская дань», «Проповедь Скарги».

Сразу после окончания Великой Отечественной войны А. А. Рыбников включился в активную работу по реставрации памятников архитектуры. Совместно с архитектором А. В. Щусевым и художником В. Н. Яковлевым реставрировал плафоны и настенную живопись Нескучного дворца (Президиум Академии наук СССР), здания музея Л. Н. Толстого, Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (бывший дворец Юсупова), Большого Кремлевского дворца, росписи Богоявленского Елоховского собора. Руководил работами по оформлению интерьеров здания ОГПУ на Лубянской площади в Москве.

С июля 1946 по октябрь 1947 года А. А. Рыбников проводил консультации и сам занимался реставрацией в Музее искусств Узбекской ССР. В 1947 году работал над художественным оформлением Государственного Узбекского театра оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте.

rybnikov8А. А. Рыбников занимался преподавательской деятельностью. Он читал авторский курс по технике и технологии живописи в Государственном институте кинематографии (1938–1941 гг.), в Художественном институте имени Сурикова (1948 г.), в Московском государственном педагогическом институте (1943–1948 гг.), в Украинском художественном институте, в Тбилисской академии художеств.

В Государственной Третьяковской галерее А. А. Рыбников проработал до конца жизни. Под его руководством или при непосредственном участии были отреставрированы многие известные картины русских и зарубежных художников. Среди них «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Иван Грозный и сын его Иван» И. Е. Репина, «Русь уходящая» П. Д. Корина. По поводу «промывки» «Боярыни Морозовой» Рыбников даже поссорился с авторитетным советским портретистом М. В. Нестеровым, который был против этого, но Рыбников настоял на своем и оказался прав. «Боярыня» после «промывки» заблистала всеми своими обновленными красками, открывшими их первозданный облик.

Реставрационная и преподавательская работа оставляла мало времени на занятия живописью. Тем не менее в 1920-х годах А. А. Рыбников принимал участие в выставках. Был членом обществ «Жар-цвет» и «4 искусства». Занимался книжной графикой, сотрудничал с гравером И. Н. Павловым. Им оформлены в силуэтной манере произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, М. Сервантеса. 

rybnikov4  rybnikov5   rybnikov6 rybnikov7
  Иллюстрации к повести Н. В. Гоголя «Нос»   Эскиз костюма Фемиды

В 1920-е годы создал эскизы к постановке «Прометей» для 1-го МХАТа. В этот период А. А. Рыбников ушел от авангарда. Его живописная манера изменилась в сторону большей экспрессии и реалистичности («Сенокос», 1924). В конце жизни А. Рыбников вернулся к религиозным сюжетам («Бегство в Египет», 1948). В течение всей жизни художника привлекал образ Дон Кихота. Известны одноименные работы 1921 года в технике акварели, 1949 года.

Умер А. А. Рыбников 29 марта 1949 года в Москве. Похоронен на Введенском кладбище. 

В 2017 году работы А. А. Рыбникова экспонировались в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина на выставке «Сокровища Нукуса» из коллекции Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан имени И. В. Савицкого.

Его жена, Любовь Фёдоровна Рыбникова (Пушечникова), была директором оркестра Большого театра, работала в оркестре Персимфанса, а в последние годы жизни – организатором и руководителем сектора педпрактики в Институте Гнесиных. Дочери – Прасковья Алексеевна Рыбникова (в замужестве Бубнова) (1919–1998) – актриса театра им. М. Н. Ермоловой и Марина Алексеевна Рыбникова (р. 1921 г.) – педагог Центральной музыкальной школы при Московской консерватории. Сын – Алексей Алексеевич Рыбников (р. 1922 г. от Е. В. Чаяновой) – океанограф, кандидат географических наук, сотрудник Государственного океанографического института.

Произведения автора

Фактура классической картины / А. А. Рыбников. – М. : Гос. Третьяков. галерея, 1927. – 24 с., [20] вклад. л. ил.
Предисловие / А. Рыбников // Ченнини Ч. Книга об искусстве, или Трактат о живописи / Ч. Ченнини ; пер. с итал. А. Луженецкой ; под ред. и со вступ. ст. А. Рыбникова. – М. : ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1933. – С. 3–20.
Масло как связующий краску материал / А. А. Рыбников // Бергер Э. История развития техники масляной живописи / Э. Бергер ; пер. с нем. А. Н. Лужецкой ; под ред., со вступ. ст. и прим. А. А. Рыбникова. – М. : ОГИЗ, 1935. – С. 7–57.
Техника масляной живописи / А. Рыбников. – М. ; Л. : Искусство, 1937. – 219 с., 66 вкл. л. : ил.
Алексей Александрович Рыбников, 1887-1949 : Живопись : кат. выст. / [сост. Е. А. Лисенкова; авт. вступ. ст. М. В. Шашкина]. – М. : Совет. художник, 1988. – [39] с. : в основном ил., цв. ил. – Изображение (неподвижное ; двухмерное) : непосредственное.

Литература о жизни и творчестве

Павлов И. Н. А. А. Рыбников / И. Н. Павлов // Жизнь русского гравера / И. Н. Павлов. – М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1963. – С. 297–299.
Алексей Рыбников // Неизвестный русский авангард в музеях и частных коллекциях / авт.-сост. А. Д. Сарабьянов. – М. : Совет. художник, 1992. – С. 248–249.
Бубнова-Рыбникова П. А. Главы из семейного романа : [воспоминания] / П. А. Бубнова-Рыбникова. – [2-е изд., доп.]. – М. : Ньюдиамед, 2003. – 220, [2] с., [4] л. портр. : ил.
Кончин Е. Радости и страдания «Дон Кихота» : к 120-летию со дня рождения Алексея Рыбникова // Культура. – 2007. – 16 авг. – С. 10.
Аксенова Г. В. Картины и их «врач». О живописце, графике, реставраторе Алексее Александровиче Рыбникове (1887–1949) // Московский журнал. – 2017. – № 10. – С. 88–96.
Аксенова Г. В. «Победитель времени» : жизнь и деятельность художника-реставратора Алексея Александровича Рыбникова по материалам РГАЛИ, ОР РГБ и ОР ГТГ / Г. В. Аксенова // CLIO-SCIENCE : Проблемы истории и междисциплинарного синтеза : сб. науч. трудов. – М., 2017. – Вып. VIII. – С. 197–221.
Аксенова Г. В. Раненбургский купеческий род Рыбниковых в истории России / Г. В. Аксенова // Российская государственность в лицах и судьбах её созидателей: IX-XXI вв. : материалы V Междунар. науч. конф., Липецк, 6 окт. 2017 г. : посвящается 1917 году – году Великих революций / [отв. ред.: А. Н. Долгих, В. В. Фомин]. – Липецк : ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2017. – С. 31–46.
Аксенова Г. В. Деятельность художника-реставратора А. А. Рыбникова на церковно-художественном поприще / Г. В. Аксенова // У истоков российской государственности. Исследования, материалы. – Калуга : КГУ им. К. Э. Циолковского, 2018. – С. 10–19.
Аксенова Г. В. Рыбниковы в истории МВЖК – Второго МГУ – МГПИ / Г. В. Аксенова // XV Пасхальные чтения : материалы ХV межвузов. науч.-метод. конф., Москва, 20–22 апр. 2017 г. : «Гуманитарные науки и православная культура». – М. : МПГУ, 2018. – С. 141–147.

Справочные издания

Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура : в 3 т. Т. 2 : Биографии : Л – Я / авт.-сост.: В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. – М., 2013. – С. 309, 331.
Иллюстрированный словарь русского искусства : энцикл. мирового искусства / ред.-сост. Н. А. Борисовская. – М., 2001. – С. 400.
Коновалов Э. Г. Словарь русских художников : новый полн. биогр. / Э. Г. Коновалов. – М., 2008. – С. 422.

Электронные ресурсы

Советская Арктика : в произведениях художников В. П. Беляева, М. М. Берингова, А. А. Меркулова, А. А. Рыбникова и С. А. Стороженко. – М. : Всекохудожник, 1934. – 30 с., 16 с. ил. – Изображение (неподвижное; двухмерное). Текст : электронные. – URL : https://www.prlib.ru/item/366504 (дата обращения 03.01.2021).
А. А. Рыбников : [некролог]. – Текст : электронный // Советское искусство. – 1949. – 2 апр. – С. 4. – URL : https://portal-kultura.ru/upload/iblock/510/1949.04.02.pdf (дата обращения 15.01.2021).
Аксенова Г. В. Судьбы русского изобразительного искусства в годы революции и Гражданской войны (особенности творчества А. А. Рыбникова). – Текст : электронный // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. – 2017. – Т. 16. – № 2. – С. 223-252. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/sudby-russkogo-izobrazitelnogo-iskusstva-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-osobennosti-tvorchestva-a-a-rybnikova (дата обращения 29.12.2020).
Алексей Александрович Рыбников (1887-1949) – русский авангардист и реставратор из общества «Жар-цвет». – Текст : электронный. – URL : https://www.liveinternet.ru/users/6318384/post438518064 (дата обращения 12.01.2021).