Орлов Николай Андреевич
(1892–1964)
Известный пианист Н. А. Орлов родился 26 февраля 1892 в г. Ельце Орловской губернии в семье юриста. Игре на фортепиано он начал обучаться под руководством матери, а после переезда семьи в Москву с 1899 года учился в Музыкальном училище сестер Е. и М. Гнесиных. С ним занималась Евгения Фабиановна Савина-Гнесина.
В возрасте двенадцати лет он поступил на младшее отделение Московской консерватории в класс известного педагога К. А. Киппа, затем перешел на старшее отделение, в «профессорский класс» К. Н. Игумнова. Также он частным образом изучал композицию и контрапункт у С. И. Танеева. В 1910 году Н. А. Орлов с золотой медалью окончил консерваторию.
К. Н. Игумнов со своими учениками. Слева направо: И. А. Добровейн, Г. Н. Петров, Н. А. Орлов, К. Н. Игумнов. Ок. 1910 г. |
Дебютировал музыкант в 1912 году в Москве исполнением Первого концерта для фортепиано с оркестром А. К. Глазунова. Московский критик Ю. Д. Энгель в газете «Русские ведомости» № 283 от 16 октября 1912 года писал: «Концерт превосходно исполнен был г. Орловым. Твердость, отчетливость, широкий виртуозный размах, наконец, теплота исполнения сами по себе привлекли симпатии к юному артисту, сумевшему проникнуться чудесной музыкой Глазунова. Но симпатии эти еще возросли и смешались с глубоким удивлением, когда оказалось, что г. Орлов играл почти экспромтом. Концерт должен был исполнить Годовский, но под конец отказался, и заменившему его г. Орлову пришлось меньше чем в две недели разучить труднейший, совершенно не известный ему ранее концерт. От такого пианиста тоже можно ждать многого!». Вскоре Николай Орлов стал одним из любимцев музыкальной Москвы. «Знаменитым московским пианистом» называла его М. Юдина, а Л. Сабанеев ставил его в один ряд с Н. Метнером, С. Рахманиновым и А. Зилоти.
В 1913-1915 годах Н. А. Орлов преподавал в музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе, в 1917-1921 годах был профессором Московской консерватории.
В декабре 1921 года по командировке Музыкального отдела Народного комиссариата по просвещению (МУЗО Наркомпроса) Николай Орлов уехал за границу. Одновременно за рубеж направился А. Глазунов. Именно он дирижировал первыми концертами Н. А. Орлова в Германии. Успешное выступление в одном из концертов С. Кусевицкого в Париже открыло для артиста крупнейшие залы Европы и Америки. Он поселился в Париже, но большую часть времени проводил в гастрольных поездках.
В 1924 году состоялся дебют Н. А. Орлова в Лондоне, где критика отмечала необычайную тонкость его интерпретаций и технику. Из Лондона Н. Орлов писал К. Н. Игумнову: «Был в Шотландии (во второй раз) и играл с оркестром 5-й Бетховена, два раза. ...В Лондоне я играю в концерте вместе с очень известной скрипачкой Jelly d'Arany… В Лондоне познакомился с Бруно Вальтером, о котором много слышал от Метнера, и ему играл…». Из письма К. Н. Игумнову из Лондона от 18 февраля 1927 года: «В будущем апреле собираюсь в Москву, не чужой ли я там, мне страшно подумать об этом. Время летит, я не тот, и игра моя изменилась. Приобрел много опыта и работал как вол. Играю порядком классиков, которых раньше боялся… Жизнь моя – жизнь странника! Смена впечатлений необходима для движения вперед. Какое-то беспокойство овладевает артистом и уже никогда его не оставляет. Я второй раз еду в Америку, где подвизался с успехом. Сейчас предстоят 16 концертов в Англии, где меня тепло принимают».
В США Н. А. Орлов выступил впервые 28 октября 1926 года в нью-йоркском Эолиан Холл.
В 1920-1930-е годы Николай Орлов гастролировал в Северной и Южной Америке, Европе. В Бельгии он был удостоен звания Кавалера ордена Леопольда. Особую популярность искусство пианиста приобрело в Англии, Норвегии, Италии, Югославии, Голландии.
Игра Н. А. Орлова – сдержанная, поэтичная, отличалась благородством и изяществом. Пианисту были присущи точность и объективность в интерпретации исполняемых произведений. Обширный репертуар включал многочисленные произведения классической и романтической музыки, но основу его составляла музыка Шопена. Цикл из пяти шопеновских программ, сыгранный Николаем Орловым в Лондоне в 1933 году, стал одним из выдающихся музыкальных событий. Из воспоминаний А. Боровского: «Он чудесно играл произведения Шопена; его Шопен скорее интимный, чем блестящий, более лирический, чем романтический». Он же: «У Н. А. Орлова были прекрасные руки, которые ему давали возможность великолепно играть Третий концерт Рахманинова». Н. А. Орлов был одним из немногих, постоянно игравших этот концерт публично. В его репертуар входили почти все фортепианные сочинения композитора.
Н. А. Орлов много сил отдал пропаганде современной русской музыки, в том числе С. Прокофьева, посвятившему пианисту одну из своих фортепианных пьес ор. 52. Играл Николай Орлов и произведения Н. Мясковского, в частности, Вторую сонату. Его Третья соната вышла с посвящением Николаю Андреевичу. Будучи знакомым со многими западными дирижерами, Николай Орлов содействовал тому, чтобы русская музыка чаще звучала за рубежом. Поддерживая постоянные контакты с родиной, Н. А. Орлов намеревался приехать с концертами в Россию, как это сделали в 1920-1930 годы пианисты Н. К. Метнер и А. К. Боровский, Однако осуществить эти планы ему не удалось.
В 1947 году Н. А. Орлов вернулся к педагогической деятельности и провел два пятинедельных курса в музыкальном колледже города Цинциннати (штат Огайо).
С 1948 года пианист обосновался в Великобритании. В 1961 году он дал благотворительный концерт в Русской консерватории в Париже.
Умер Н. А. Орлов 31 мая 1964 года в Грэнтаун-он-Спей, Шотландия.
Некоторые музыкальные записи Н. А. Орлова хранятся в фонотеке Музея музыкальной культуры им. М. Глинки в Москве.
26 февраля 2017 года к 125-летию со дня рождения Н. А. Орлова в Музее С. И. Танеева в Дютькове (Московская область) открылась выставка «Пианист Николай Орлов – ученик С. И. Танеева».
Литература о жизни и творчестве
Энгель Ю. Д. Юбилейный концерт Глазунова // Глазами современника: избранные статьи о русской музыке 1898-1918 / Ю. Д. Энгель ; сост., ред., комм. и вступ. ст. И. Кунина. – М. : Сов. композитор, 1971. – С. 356-358.
Мильштейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов / Я. И. Мильштейн. – М. : Музыка, 1975. – 471 с.
[Письма Н. А. Орлова К. Н. Игумнову]. – С. 238-240.
Боровский А. Воспоминания (1915-1920) // Пианисты рассказывают / сост., общ. ред. и вступ. ст. М. Г. Соколова. – 2-е изд. – М., 1990. – С. 32-38.
Николай Андреевич Орлов // От чужих к своим: письма выдающихся представителей русской интеллигенции начала XX века Александру Беличу / сост., подгот. текста и коммент. Н. Благоевича, А. Мичич и И. Мрджа ; общ. ред. К. Ичин. – Белград : ЛОГОС, 2016. – С. 193-194. – (Русская эмиграция в Сербии).
Наставник: А. Б. Гольденвейзер глазами современников / ред. Л. Л. Тумаринсон. – М. : Серебряные нити, 2014. – С. 466. – (Письмена времени).
Справочные материалы
Музыкальная энциклопедия. – М., 1978. – Т. 4. – С. 103.
Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века : энциклопедический биографический словарь. – М. : РОССПЭН, 1997. – С. 469-470 .
Энциклопедический музыкальный словарь. – М., 1966. – С. 371.
Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 464-465.
Славные имена земли липецкой : биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 384-385.
Интернет-ресурсы
Золотые медалисты консерватории [Электронный ресурс] // Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского : сайт. – Режим доступа : http://www.mosconsv.ru/ru/groups.aspx?id=129434. – 22.11.2018.