Орфеев Серафим Дмитриевич
(1904–1974)
Композитор, педагог, музыковед С.Д. Орфеев родился 15 мая 1904 года в с. Крутченская Байгора Тамбовской губернии (ныне Усманский район). Окончил Липецкое реальное училище, с 1924 по 1928 годы обучался в классе контрабаса в Воронежском музыкальном техникуме.
В 1932 году С. Д. Орфеев окончил Одесский музыкально-драматический институт по классу композиции у П. И. Молчанова и остался там же на преподавательской работе. С 1934 по 1941 год С. Д. Орфеев работал ассистентом профессора Н. Н. Вилинского на кафедре гармонии и композиции в Одесской консерватории. В 1934 году Одесскому музыкально-драматическому институту был возвращен статус консерватории (ныне Одесская национальная музыкальная академия им. А. В. Неждановой). В эти же годы Серафим Дмитриевич был ответственным секретарем Одесского правления Союза композиторов Украины, председателем которого был Н. Н. Вилинский.
Н. Н. Вилинский с учениками. Сидят: Н. Вилинский, К. Данкевич, М. Завалишина. Стоят: С. Орфеев (второй справа), Л. Гуров (в центре), Я. Файнтух (первый слева). Одесса 1930-е годы. |
С. Д. Орфеев – участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Лейтенант Орфеев был командиром взвода в составе 1169-го стрелкового полка 57 армии. Воевал на Юго-Западном фронте. 18 февраля 1942 года в районе Краматорска был тяжело ранен в правую ногу. После излечения демобилизован.О своем учителе Н. Н. Вилинском (1888-1956) С. Д. Орфеев вспоминал: «Николай Николаевич особенно ценил безупречно чистое, изысканное голосоведение, которое пленило его в творчестве А. Лядова. Из украинских композиторов больше других ему был близок Н. Леонтович, мастер хорового голосоведения. Проверяя задачи по специальной гармонии, Николай Николаевич молниеносно вылавливал любые нарушения правил голосоведения. потом, для учебы, одну из задач сам решал на доске. Неузнаваемо превращалась знакомая задача под ловкой рукой профессора, у которого был безупречный музыкальный вкус. Во всех голосах задачи возникали звуковые узоры, нигде не затемняя гармонии, никогда не нарушая функциональной логики. Собственно говоря, это была самая настоящая контрастная полифония на гармонической основе. Когда профессор проигрывал на фортепьяно решенную им задачу, она звучала так красиво и в то же время так естественно, что мы невольно спрашивали один у другого: «Почему же нам такие гармонические последовательности и такое голосоведение не пришли в голову, когда мы самостоятельно пробовали решить задачу?».
Вернувшись в Одесскую консерваторию, с 1945 года был доцентом кафедры теории музыки и композиции, с 1951 по 1962 год – ректором. В 1963 году С. Д. Орфеев возглавлял кафедру истории музыки, которая была отделена от кафедры теории музыки и композиции.
Первый коллектив кафедры истории музыки. Сидят: Розенберг Р. М., Орфеев С. Д. (заведующий кафедрой), Коренюк А. Г. Стоят: Балашова С. Г., Каминский Д. В., 1963 г. |
С. Д. Орфеев – автор оркестровой сюиты, четырех струнных квартетов, сонат для скрипки и альта с фортепиано, инструментальных пьес, хоров, романсов, музыки для театра и кино. Значительный интерес представляют его обработки молдавских и белорусских песен. Ему принадлежат музыковедческие работы «Гармонический язык Римского-Корсакова», «Каноны», «Одновысотные трезвучия и тональности», «О роли вдохновения в художественном процессе», «Проблемы современной гармонии», а также книги (в рукописях) «Музыкальные связи Украины с Россией», «История Одесской консерватории». Серафим Дмитриевич был профессором (1971), председателем правления Одесского отделения Союза композиторов Украины (1952-1954).
С. Д. Орфеев был женат на Наталье Константиновне, дочери профессора Константина Константиновича Пигрова, который с 1936 году возглавлял хоровой факультет Одесской консерватории.
Умер С. Д. Орфеев 20 июля 1974 году в Одессе.
Произведения автора
Гумореска : для ф.-п. / муз. С. Д. Орфеева. – Киев : Музфонд УРСР, 1946. – 5 с.
Марицэ : кынтик нородник молдовенеск; (Прелукрат пентру кор a capella) / муз. С. Д. Орфеева. – Кишинев, 1948. – 7 с.
Марица : молдав. нар. песня для смешан. хора без сопровожд. / обработка С. Орфеева ; рус. текст Л. Корняну. – М. : Музгиз, 1949. – 5 с.
Песня Яреми : для тенора с сопровожд. ф.-п. / сл. Т. Шевченка ; муз. С. Д. Орфеева. – Киев : Мистецтво, 1951. – 3 с.
Веснянка : для скрипки и ф.-п. / муз. С. Д. Орфеева. – Киев : Мистецтво, 1955. – 4 с.
Альбом для юношества : 10 фортепианних пьес / муз. С. Д. Орфеева. – Киев, 1956. – 24 с.
Утоптала стежечку : для високого голосу з ф.-п.: d.1-a.2 / сл. Т. Г. Шевченко ; пер. с укр. Н. Ушакова ; муз. С. Д. Орфеева. – Киев : Музфонд СРСР, 1961. – 6 с.
Гей волошин сiно косить : обробка для мiшаного хору a capellа / муз. С. Д. Орфеева. – Киев, 1963. – 8 с.
Романс : для альта с ф.-п. / муз. С. Д. Орфеева ; ред. партии альта З. Дашака. – Киев : Мистецтво, 1965. – 4 с.
Одновысотные трезвучия и тональности / С. Д. Орфеев // Вопросы теории музыки : сб. ст. / ред. и сост. Ю. Н. Тюлин. – М. : [б. и.], 1970. – Вып. 2. – С. 54-85 : нот.
Пять пьес : для ф.-п. / муз. С. Д. Орфеева. – Киев : Муз. Украина, 1971. – 11 с.
Избранные хоровые произведения : обраб. для смешан. хора с сопровожд. ф.-п. и без сопровожд. / муз. С. Д. Орфеева. – Киев : Муз. Украина, 1973. – 36 с. : портр.
Справочные материалы
Музыкальная энциклопедия. – М., 1978. – Т. 4. – С. 114.
Воронежская историко-культурная энциклопедия. – 2-е изд., доп. и испр. – Воронеж, 2009. – С. 388.
Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 468.
Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 419.
Гордость земли Усманской : крат. справ. биогр. знат. людей, прославивш. отчий край. – Усмань, 2005. – Кн. 2. – С. 100.
Интернет-ресурсы
Орфеев Серафим Дмитриевич [Электронный ресурс] // Подвиг народа. 1941-1945 : сайт. – Режим доступа : http://podvignaroda.ru/?#id=80422302&tab=navDetailManAward. – 27.11.2018.
История кафедры теории музыки и композиции: [в т.ч. о С. Д. Орфееве] [Электронный ресурс] // Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Нежданово : сайт. – Режим доступа : http://odma.edu.ua/rus/about/history/music_theory. – 27.11.2018.