Малишевский Надир Михайлович
(1918–1977)
Актер Н. М. Малишевский родился 23 мая 1918 года в Ельце.
Его прапрадед, протоиерей Петр Максимович Малишевский (1795-1883), был благочинным елецкого округа, священником Вознесенского собора (1842-1860) г. Ельца, который был построен по проекту знаменитого русского зодчего К. А. Тона.
Дед Надира, Петр Михайлович Малишевский (1872-1908), юрист, потомственный почетный гражданин умер в 1908 году, ему было всего 36 лет, и его жена, Вера Михайловна (1875-1936), после смерти мужа, вынуждена была пойти работать учительницей. Семья Малишевских проживала в Ельце в большом родовом доме на улице Рождественской (ныне улица Горького), напротив городского сада. Сейчас на его месте стоит гостиница «Елец». В семье было шестеро детей: четыре мальчика и две девочки. Старшим был Михаил Петрович Малишевский (отец Надира), затем были Георгий, Александр, Надежда, Валерия и последний – Борис. Все мальчики учились в Елецкой мужской классической гимназии. О Георгии Петровиче (6 июля 1897, Елец – 1927, София) известно мало: в 1916 году восемнадцатилетним он ушел в действующую армию, умер в Болгарии в возрасте 30 лет. Александр Петрович Малишевский (22 сент. 1898, Елец - 29 дек. 1933, Москва) был художником-графиком. Борис Петрович Малишевский (6 февр. 1906, Елец – 7 окт 1977, Москва) всю свою жизнь проработал в Госкино. В Великую Отечественную войну был майором, в 1943 году был награжден Орденом Красной Звезды, прошел войну до Кенигсберга, участвовал в Японской войне. Надежда Петровна Малишевская (6 дек. 1901, Елец – 9 дек. 1988, Москва) выучилась на бухгалтера, прожила долгую жизнь, умерла в Москве в возрасте 87 лет. Валерия Петровна Митрич (Малишевская) (4 нояб. 1903, Елец – 19 марта 1975, Москва) стала актрисой немого кино. Азы театрального искусства она осваивала в елецком кружке «Сценотворчество», с 14-ти лет уже участвовала в спектаклях городского театра, затем работала в передвижной труппе в Средней Азии, с 1921 года стала актрисой московских театров.
Надир Михайлович Малишевский родился 23 мая 1918 года в городе Ельце. Он был старшим сыном от первого брака Михаила Петровича Малишевского (05.02.1896, Елец - 1955, Москва).
Его отец, М. П. Малишевский, поэт, филолог и сумасброд, страстный любитель животных, окончил Елецкую классическую гимназию (1914), ещё с гимназии всю жизнь был дружен с М. М. Пришвиным. Его портрет колоритно описан в воспоминаниях поэтессы Ольги Мочаловой (1898-1978) «Голоса Серебряного века: поэт о поэтах». М. П. Малишевский состоял во Всероссийском союзе поэтов. На фотографии с группой членов Всероссийского союза поэтов (1925 г.) он стоит в верхнем ряду вторым слева, а на паспарту этой фотографии есть и его автограф. Михаил Петрович создал свою теорию стиха и изложил её в книге «Метротоника» (1925) и в диссертации «Материал поэзии как искусства» (1929). По его теории, стихосложение основывается на законах музыки, которые не зависят от языковых границ. Он считал поэзию не словесным и не языковым творчеством, а сближал её с вокальным искусством, текст – с нотным листом. Помимо этого написал 5 сборников стихов, стиховедческие работы, в т.ч. «Основные законы словописи» (1912), «Диалектика поэзии. Опыт теории значимости в искусстве» (1943), рассказы о животных, и, что он считал основным, 5 тысяч «скирлей». Особый жанр юмористических миниатюр, которым он дал название «скирли» и объяснял, как «скрип деревянной ноги недомыслившего медведя из известной народной сказки, сродни басне и сказке и в то же время отличаются от той и другой». В 1964 году известный композитор М. Таривердиев написал ироническую вокальную сюиту в тональности Соль на семь скирлей М. Малишевского и так и назвал её – «Скирли». В 1930-х годах, забросив литературный труд, Михаил Петрович увлёкся дрессировкой животных, гастролировал по стране с передвижным зверинцем, демонстрируя способности своих питомцев. Опыт дрессировки привел к выводам о неких общих закономерностях мыслительной деятельности, что вылилось в научный труд «Биология мышления». Летом 1939 года М. М. Пришвин, встретив М. П. Малишевского с его зверинцем на Сельскохозяйственной выставке, записал 31 июля в дневнике: «… тут было все не на месте: свинья подавала ногу поэту вместо того, чтобы участвовать в священном размножении, поэт кормил и чистил свинью вместо того, чтобы писать стихи…».
Мать будущего актера Надира Михайловича Малишевского, актриса Ольга Михайловна Холина (15.06.1897–1987, Вильно), по одним сведениям была из Ельца, по другим – из Козлова (ныне Мичуринск). В 1912 году она окончила Московское Филаретовское епархиальное женское училище. Занималась в театральном училище под руководством А. П. Петровского при театре-студии Корша. С 1924 года служила актрисой в Московском театре им. Каляева, с 1925 года – в театре им. МГСПС (ныне – им. Моссовета), затем в театрах Смоленска, Калинина, Баку, Владивостока, Киева. С 1947 года была актрисой Вильнюсского русского драмтеатра. Народная артистка Литовской ССР (1956).
После окончания в 1935 году московской средней школы, Надир Малишевский стал работать сначала электромонтером, затем работником на Московском автозаводе имени И. В. Сталина. Там же он начал посещать занятия театрального коллектива, которым руководили режиссеры Александр Таиров и Иван Берсенев.
Надир решил пойти по стопам матери и своей тети по отцу Валерии Петровны Митрич и стать актером. В 1937 году в девятнадцать лет он выдержал вступительные экзамены и был зачислен в Театральное училище при театре имени Е. Б. Вахтангова (с 1939 г. Театральное училище им. Б. В. Щукина). На одном курсе с Надиром Малишевским учились Людмила Целиковская, Любовь Пушкарева и Владимир Колчин, дружбу с которым Малишевский пронес через всю жизнь, работая вместе с ним в одном театральном коллективе.
В июне 1941 года Надир Малишевский получил диплом, а через два месяца его призвали в ряды Красной Армии. После окончания артиллерийского училища он служил на фронте в звании младшего лейтенанта. Получив тяжелое ранение в 1943 году, был демобилизован и служил в качестве артиста Белорусского фронтового театра. В 1944 году Надир Малишевский был принят в труппу Московского академического драматического театра им. Е. Б. Вахтангова и служил в нём до конца жизни. За 33 года им было сыграно несколько десятков ролей.
Надир Михайлович обладал красивой внешностью, мощной фигурой, офицерской выправкой и потому получал в основном роли романтических и лирических героев, но были роли и сложного драматического характера, такие как герцог Миланский из комедии В. Шекспира «Два веронца», Борис из драмы А. Н. Островского «Гроза», Сергей Левашов из «Молодой гвардии» А. А. Фадеева, Берсенев из драмы И. С. Тургенева «Накануне» и другие.
Сниматься в кино Надир Малишевский начал с двадцати двух лет. В 1940 году он снялся в фильме «Закон жизни» (эпизодическая роль посетителя в приемной секретаря обкома), но его фамилию в титрах не указали. В 1944 году сыграл главного героя капитана Бахметьева в военной ленте «Поединок». Последующие тринадцать лет сыграл разноплановые роли: мичмана Мусатова в приключенческой картине «Крейсер Варяг» (1947), Зернова в мелодраме «Сельская учительница» (1947), Вышата в сказке «Садко» (1953), Иванова в детском фильме «Команда с нашей улицы» (1954), Джека в фильме «Сребристая пыль» (1954) и другие.
Снимался он у таких корифеев советского кино, как М. Донской, Г. Рошаль, Н. Досталь, В. Немоляев.
В кино, как и в театре ему доставались роли лирических и героических персонажей. Яркая комедийная роль Надира Малишевского – это образ Клавдио в фильме-спектакле «Много шума из ничего» (1956) по одноименной комедии Шекспира, музыку к которому написал уже ставший знаменитым, тоже ельчанин, композитор Тихон Хренников.
Но, одной из самых заметных ролей Н. Малишевского в кино была роль начальника пароходства Константина Леднева в фильме «Екатерина Воронина» (1957) по одноименному роману Анатолия Рыбакова. Актер сыграл человека решительного, наделенного благородством и твердыми убеждениями. Эта роль стала для артиста «визитной карточкой». Вместе с ним в этом фильме снимались Людмила Хитяева, Михаил Ульянов, Нонна Мордюкова, Вера Пашенная. Кинорежиссер Исидор Анненский вспоминал забавный эпизод, связанный со съемками фильма: «Мы долго снимали в порту (горьковском), жили его жизнью, его интересами. Наших актеров и отличить было трудно от работников порта... Тогдашний министр речного флота очень просил меня показать ему основных исполнителей. Он созвал коллегию министерства в день, когда мы туда приехали. Хитяева и Малишевский надели форменные костюмы речников, но, когда я хотел войти с ними в кабинет министра, их задержали и не хотели пропустить. «Всех своих просят подождать, – сказали им, – там принимают артистов». Фильм «Екатерина Воронина» занял 11-е место в прокате 1957 года, его посмотрело более 27 миллионов зрителей.
Через три года Надира Михайловича пригласили на роль ученого Виктора Бородина в киноленту «Весенние грозы» (1962) кинорежиссера Николая Фигуровского, его партнершей была актриса Рита Гладунко. Это была последняя картина, в которой артист сыграл главного героя. Последующие роли были интересными, но популярность ему они не принесли: телеведущий, рассказывающий о кибер-музыке, в фильме «Доживем до понедельника», митрополит в исторической ленте «Мир хижинам, война дворцам», синьор Помидор в сказке «Чиполлино». Последняя роль с его участием была в 1977 году – Сибирцев в фильме-экранизации «Человек с ружьем». В кино он сыграл более двадцати ролей, но в основном это были роли второго плана и съемки в эпизодах.
«Много шума из ничего» (1956) | «Екатерина Воронина» (1957) | «Весенние грозы» (1962) |
Особой страстью Н. М. Малишевского была фотография. В театре у него даже было свое помещение, в котором он оборудовал лабораторию и проводил там все свободное время. Артист оставил театру большую коллекцию фотографий, на которых запечатлены сцены из постановок, репетиций, моменты закулисья и гастролей.
Н. М. Малишевский умер 6 декабря 1977 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
У Надира Михайловича Малишевского были сводные брат и сестра от второго брака его отца М. П. Малишевского: Зенита Михайловна Малишевская (1927-2003) и Чанг Михайлович Малишевский (1939-1980), был литературным переводчиком.
Сын Надира Михайловича, Сергей Надирович Малишевский (1950-2000), пошел по стопам отца, окончил ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). Некоторое время был актером Театра-студии киноактера. С 1970 года снимался в кино, дебютировав в фильмах «Удивительный мальчик» и «Освобождение». Наиболее заметные работы – «Лето рядового Дедова» (лейтенант), «Ярослав Домбровский» (офицер), «Красное и черное» (аббат де Фрилер), «Загадка колонии беглецов» (Чико). Затем полностью перешел на дубляж, у него был очень богатый тембрально, узнаваемый голос. Более ста героев зарубежных кинофильмов говорят его голосом. Он озвучивал роли актеров Микеле Плачидо, Аль Пачино, Клода Ван Дамма, Майкла Кейна, Джеймса Фокса, Шаши Капура и многих других. А также хорошо знал французский и японский языки, любил поэзию, занимался переводами.
Литература о жизни и творчестве
Анненский И. М. Екатерина Воронина : [о съемках фильма] / И. М. Анненский // В театре и кино / И. М. Анненский. – М. : Бюро пропаганды советского киноискусства, 1974. – С. 40-42. – То же [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pony1.de/isidor/ekaterina.html. – 14.11.2019.
Мочалова О. А. Голоса Серебряного века : поэт о поэтах / О. А. Мочалова. – М. : Мол. Гвардия, 2004. – 299 с. : ил. – (Близкое прошлое. Б-ка мемуаров ; вып. 10).
С. 78-83 : 2. Михпет. Михаил Малишевский : [упоминается Надир Малишевский].
Клоков А. Ю. Соборный храм Вознесения Господня : [в т.ч. о протоиерее П. М. Малишевском] / А. Ю. Клоков // Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец / А. Ю. Клоков, А. А. Найденов, А. В. Новосельцев. – Липецк : [Липец. обл. краевед. о-во], 2006. – С 63-126.
Ионова Е. Негромкий голос : [о роде Малишевских] // Липецкая газета: итоги недели. – 2011. – № 50 (5-11 дек.). – С. 32, 33, 34, 35 : фот.
Справочные материалы
Советские художественные фильмы : аннот. кат. – М., 1961. – Т. 2 : Звуковые фильмы (1930-1957 гг.). – 784 с.
С. 265-266, 338-339, 371, 389-390, 396-397, 409, 479-480, 497-498, 534-535, 641-642, 702 : [Об актере Надире Малишевском].
Интернет-ресурсы
Липецкий край: территория кино : [Малишевский Надир Михайлович] [Электронный ресурс] / Липец. ОУНБ ; Е. В. Гончарова // Липецкая областная универсальная научная библиотека : сайт. – Режим доступа : https://lib48.ru/kray/kultura/malishevskij-nadir-mikhajlovich-1918-1977. – 14.11.2019.
Малишевский Надир Михайлович [Электронный ресурс] // Всегда со мною… : авторский проект Алексея Тремасова. – Режим доступа : http://a-tremasov.ru/malishevskij-nadir-mixajlovich. – 14.11.2019.
Соболев А. Чанг в беде. Эссе : [в т.ч. о Надире Малишевском и его матери О. Холиной] [Электронный ресурс] // Мегалит : евразийский журнальный портал. – Режим доступа : https://www.promegalit.ru/publics.php?id=7735. – 14.11.2019.
Михаил Малишевский и его Чанг : [в т.ч. о Надире Малишевском] [Электронный ресурс] // Архив Веры Чаплиной. – Режим доступа : https://vchaplina-arhiv.livejournal.com/71732.html. – 14.11.2019.
Легенды дубляжа: Сергей Малишевский [Видео ресурс]. – Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=B3GymdmMJg0. – 14.11.2019.