Измалков Алексей Матвеевич
(1905–1968)
Скульптор А. М. Измалков родился 6 августа 1905 года в с. Измалково Елецкого уезда Орловской губернии (ныне Измалковский район) в семье гончара. Волей случая крестным отцом Алексея Измалкова стал известный писатель И. А. Бунин, который был знаком с его отцом, большим любителем чтения.
В семье кроме Алексея, росло восемь детей. Когда Алексею исполнилось девять лет, он поступил в гончарную школу при керамическом заводе, построенном земской управой в с. Измалково в 1890 году. У мальчика оказались большие способности: у него хорошо получались не только глиняные горшки и кувшины, но и фигурки животных и людей.
В 1919 году, оказавшись в Ельце, Алексей Измалков познакомился с писателем и комиссаром Александром Вермишевым, который используя передышку на фронте, ставил в бывшем купеческом клубе Ельца свою пьесу «Красная правда». Алексею он дал небольшую роль в постановке и доверил рисовать кулисы и задник. Но из-за нападения мамонтовцев на Елец спектакль не состоялся, Вермишев погиб, а 14-летний Алексей Измалков связал свою дальнейшую судьбу с армией.
В конце 1919 года он вступил добровольцем в Красную армию. Воевал с Деникиным, освобождал Крым, в составе Первой Туркестанской дивизии участвовал в борьбе с басмачеством в Средней Азии. В 1923 году Алексей Измалков написал повесть «Гассан-Кули» – о боях с басмачами, рассказы «Смерть узбечки», «Хасанов арык», «Нерус – бродячий музыкант», «В дебрях Восточной Бухары», часть из которых публиковалась в красноармейских газетах под псевдонимом Алексей Туркестанский.
Осенью 1923 года Алексей Измалков был направлен на учебу в г. Орёл, на командные пехотно-пулеметные курсы. Здесь заметили его талант художника, и после окончания курсов в 1924 году он получил путевку на изобразительное отделение Московского рабфака искусств им. А. В. Луначарского. В годы учебы на рабфаке (1925–1929) А. М. Измалков несколько раз встречался с В. Маяковским, С. Есениным, Н. Обуховой.
В 1929–1930 гг. учился в Москве на скульптурном факультете Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН) у Л. А. Бруни, И. М. Чайкова, затем в 1930–1932 гг. – в Ленинграде в Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ) у А. Т. Матвеева. В 1932 году работал в мастерской И. Д. Шадра. В том же году А. М. Измалков стал членом только что созданного Московского союза советских художников.
Первой его творческой командировкой была двухмесячная поездка в 1933 году в Севастополь, к морякам Черноморского флота, откуда он привез огромное количество набросков, эскизов. Два из них – «Голова матроса» и «Матрос» – были показаны в июне 1934 года в Москве на отчетной выставке произведений художников, командированных в разные города страны Совнаркомом РСФСР, Наркомпроссом и «Всекохудожником». Несколько других произведений этого же цикла спустя месяц экспонировались в залах Исторического музея на выставке начинающих художников Москвы.
В 1930-х годах А. М. Измалков работал над скульптурными композициями на темы гражданской войны: «Мощь» (1933), «Ураган» (1933), «По долинам и по взгорьям» (1933), «Олеко Дундич на коне», «Чапаев на коне» (1934), «Иван Кочубей на коне» (1936), «Г. И. Котовский на коне» (1938), «Будённый, К. Ворошилов, А. Пархоменко на конях». Завершение двух больших работ – памятника Н. А. Щорсу (1940) и фигуры В. П. Чкалова (1939) – принесло Измалкову широкую известность. В это же время он создает и ряд портретных бюстов: Ф. Э. Дзержинского, Серго Орджоникидзе, А. В. Суворова, С. А. Есенина, Параши Жемчуговой, Р. Роллана.
Ф. Э. Дзержинский. 1834 | А. В. Суворов. 1937 | В. П. Чкалов. 1939 |
С первых дней Великой Отечественной войны А. М. Измалков по его просьбе был направлен на флот. Пройдя ускоренную переподготовку, капитан Измалков служил в Волжской военной флотилии, затем в составе Северного флота в Заполярье, на Черноморском флоте.
С декабря 1942 по 1946 год А. М. Измалков – главный художник Наркомата Военно-Морского Флота СССР. В это время он создает скульптуры «Оборона Севастополя» (1942), «На вахте» (1942), «Атака морской пехоты» (1943), «Яблочко» (1943), «Прощание матроса» (1943), а также бюсты командиров и рядовых войны. Одной из его главных работ является памятник 68 десантникам отряда старшего лейтенанта К. Ф. Ольшанского в городе Николаеве (1944–1945).
А. М. Измалков был награжден медалями «За оборону Советского Заполярья», «За оборону Кавказа».
В январе 1946 года в Москве состоялась первая персональная выставка Алексея Матвеевича, на которой было представлено около сорока работ, созданных скульптором за годы войны.
В послевоенные годы А. М. Измалков запечатлел в бронзе, граните, гипсе многих прославленных героев: Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, летчика-североморца дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова, Героев Советского Союза Н.А. Острякова, К. Ф. Ольшанского, адмиралов Ф. С. Октябрьского, С. Г. Горшкова и других.
Герой Советского Союза Н. А. Остряков. 1946 |
Командир десанта К. Ф. Ольшанский. 1962 |
Адмирал флота С. Г. Горшков. 1966 |
Любимой темой скульптора на протяжении всего его творческого пути были образы русских моряков и в 1959 году он воплотил свою мечту – показать «на одном полотне» революционную матросскую массу – в горельефе «Левый марш». В этом произведении Измалков воспроизвел Маяковского, читающего свой знаменитый «Левый марш» матросам Балтики в 1919 году в Петрограде.
«Левый марш». Горельеф. 1959. Фрагмент | А. М. Измалков работает над бюстом комиссара Волжской флотилии Н. Маркова |
Алексей Матвеевич был человеком большой эрудиции, разносторонних интересов, любил и неплохо знал театр и музыку, и среди его друзей и знакомых были не только моряки и художники, но и писатели, артисты, музыканты. Поэтому скульптор создал также обширную галерею деятелей искусства и литературы. Среди них бюсты А. А. Блока (1957), К. Г. Паустовского (1960), М. П. Мусорского (1961), И. А. Бунина (1965), С. А. Есенина (1968), памятники П. И. Чайковскому (1953), Л. Н. Толстому (1961), «Н. А. Обухова в роли Марфы» (1963).
К. Г. Паустовский. 1960 | И. А. Бунин. 1965 | С. А. Есенин. 1968 |
Для творческого метода А. М. Измалкова было характерным много раз возвращаться к одному замыслу, делать на одну тему несколько различных композиций, бюстов, фигур. Так, в творческом наследии скульптора насчитывается свыше двадцати фигур и портретов поэта Сергея Есенина, с которым в молодости Измалков несколько раз встречался и стихи которого любил. А работать над образом оперной певицы Н. А. Обуховой скульптор начал еще в 1951 году, сделал ее бюст в роли Марфы из оперы Мусоргского «Хованщина». Через восемь лет он создал новый портрет Обуховой, за ним фигуру «Н. А. Обухова в роли Кармен». В 1961 году мастер с промежутком в несколько месяцев выполнил сначала бюст, а затем фигуру «Н. А. Обухова в роли Марфы». Наконец, в 1963 году Измалков создал «Марфу» – большую скульптуру Н. А. Обуховой в костюме героини Мусоргского.
Умер А. М. Измалков 26 сентября 1968 года в г. Москве, похоронен на Введенском кладбище. На его могиле установлена скульптура «Марфа».
«Марфа». 1963. Фигура установлена на могиле А. М. Измалкова |
Мемориальная доска А. М. Измалкову в Москве |
В Москве на доме № 6 по Старопанскому переулку А. М. Измалкову размещена мемориальная доска с его барельефным портретом. Надпись на ней гласит: «В этом доме с 1931 по 1968 год работал участник Гражданской и Великой Отечественной войн скульптор Алексей Матвеевич Измалков».
В 1970 году в Елецком краеведческом музее был открыт мемориальный зал А. М. Измалкова. Здесь хранится 21 скульптурная работа Алексея Матвеевича, 15 из них были переданы в дар его супругой Екатериной Никифоровной Ольшанской (1915–1981). В собрании музея находятся работы, посвященные Маршалу Советского Союза Г. Жукову и летчику В. Чкалову, шахматисту А. Алёхину, хирургу Б. Розанову, актрисам П. Стрепетовой и Н. Обуховой, поэтам А. Блоку, М. Лермонтову, И. Бунину и другим.
Именем А. М. Измалкова названа одна из улиц с. Измалково и г. Николаева (1974). В Измалковской районной галерее установлен его бюст.
Произведения автора
Алексей Матвеевич Измалков, 1905–1968 : каталог выставки произведений / Московская организация Союза художников РСФСР. – Москва : Советский художник, 1971. – 38, [1] с. : ил., портр.
Литература о жизни и творчестве
Халаминский, Ю. Я. Художники-маринисты : романтики моря / Ю. Я. Халаминский. – Москва : Советский художник, 1967. – 123 с. : ил. – Из содерж: [А. М. Измалков]. – С. 18, 110 : ил.
Васильева Э. В дар землякам : [женой А. М. Измалкова переданы 15 работ Елец. краевед. музею] / Э. Васильева // Ленинское знамя. – 1970. – 13 дек.
Стеркин, А. А. М. Измалков – скульптор / А. А. Стеркин // Восход [Измалковский район]. – 1972. – 20 окт.
Стеркин, А. Ю. Алексей Измалков / А. Ю. Стеркин. – Москва : Советский художник, 1973. – 80 с. : ил.
Евгеньев, В. Алексей Измалков / В. Евгеньев // Ленинское знамя. – 1973. – 18 авг.
Кондратьев, В. Служение искусству / В. Кондратьев // Красное знамя [г. Елец]. – 1975. – 11 нояб. ; Восход [Измалковский район]. – 1975. – 27 нояб.
Артамонов, М. Д. Измалков Алексей Матвеевич (1905–1968) / М. Д. Артамонов // Введенские горы / М. Д. Артамонов. – Москва : Московский рабочий, 1993. – С. 108. – (Московский некрополь).
Семенец, Т. Слово о скульпторе // Т. Семенец / Красное знамя [г. Елец]. – 1996. – 6 янв.
Булгакова, С. Крестник Бунина / С. Булгакова // Красное знамя [г. Елец]. – 1998. – 25 авг.
Кирющенко, Т. Крестный и крестник : [о связи наших земляков И. Бунина и А. Измалкова] / Т. Кирющенко // В краю родном. – 1998. – 29 сент.
Земли родной святые имена // Сельский восход [Измалковский район]. – 2005. – 9 авг.
Тулинова, О. В. Измалков Алексей Матвеевич (1905–1968) / О. В. Тулинова // Неиссякаемый источник вдохновения : художники Елецкой земли / О. В. Тулинова. – Елец, 2007. – С. 52–59. – (Творчество елецких художников XIX–XX вв.).
Осипов, В. М. Крестник Бунина / В. М. Осипов // Два океана – один причал / В. М. Осипов, А. В. Кулик. – Липецк, 2008. – С. 296–301.
Воин и художник: А. М. Измалков // Край наш Измалковский : 80-летию района посвящается / ред.-сост. А. Марахова. – Липецк : Липецкая газета, 2008. – С. 52, 53 : портр.
Шебалова, А. К 110-летию скульптора : [в Елец. краевед. музее открылась выст.] // Красное знамя [г. Елец]. – 2015. – 20 авг. – С. 2.
Справочные материалы
Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2000. – Т. 2. – С. 89.
Художники народов СССР : биобиблиографический словарь. – Москва, 1983. – Т. 4, кн. 1. – С. 492, 493.
Историко-революционные памятники СССР : краткий справочник. – М., 1972. – С. 233, 234 : ил.
Славные имена земли Липецкой : биографический справочник об известных писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 368, 369.
Деятели искусства : библиографический указатель. – Воронеж, 1982. – С. 21, 22.
Интернет-ресурсы
Шебалова, А. Ю. Скульптор Алексей Матвеевич Измалков (1905–1968). – Текст : электронный // Елецкий городской краеведческий музей : сайт. – URL: https://eletsmuseum.ru/talanty-eleckoj-zemli-2/ (дата обращения: 07.06.2022).
Измалков Алексей Матвеевич. – Текст : электронный // Весь Измалковский район : открытый информ. портал. – URL: https://web.archive.org/web/20120502231410/http://allizmalkovo.ru/izmalkov-aleksejj-matveevich (дата обращения: 07.06.2022).
Знаменитые люди района. Измалков Алексей Матвеевич (1905–1968). – Текст : электронный // Официальный сайт органов местного самоуправления Измалковского муниципального района Липецкой области Российской Федерации. – URL: http://izmalkovol.ru/ct-menu-item-2/ct-menu-item-11 (дата обращения: 07.06.2022).
Измалков Алексей Матвеевич. – Текст : электронный // 1418 дорога памяти: музейный комплекс : сайт. – URL: https://1418museum.ru/heroes/16496093/ (дата обращения: 07.06.2022).
Шел отряд по берегу, шел издалека. Шел под красным знаменем командир полка... 70 лет назад в Клинцах открыли памятник Щорсу : [скульптор А. М. Измалков]. – Текст : электронный // Хроноскоп : историко-исследоват. проект. – URL: http://chronoscop.ru/shjol-otryad-po-beregu-shjol-izdaleka-shjol-pod-krasnym-znamenem-komandir-polka-70-let-nazad-v-klincah-otkryli-pamyatnik-shhorsu/ (дата обращения: 07.06.2022).