Горская Галина Ивановна
(1922–1979)
Педагог Г. И. Горская (Горскава) родилась 29 декабря 1922 года в селе Кринчево Бобринецкого района Кировоградской области (Украина), в крестьянской семье. В 1930 году родители переехали в г. Кривой Рог, где отец трудился слесарем, а мать – поваром на шахте. В 1932 году, в период голода на Украине, семья поселилась в Липецке. Галина училась в школе № 6.
В 1938 году Г. И. Горская, окончив курсы при Липецком педагогическом училище, начала работать учителем начальных классов в селе Телелюй Грязинского района, затем, продолжая заочное обучение в педучилище, учителем русского языка и литературы в совхозе «Прибытковский» этого же района. Позже перешла на работу в школу села Сырского Липецкого района.
В апреле 1942 года ушла добровольцем на фронт. В армии была прожектористом, секретарем политотдела 1864-го зенитно-артиллерийского полка, заведовала секретной частью, являлась комсоргом управления 12-го артиллерийского корпуса. В 1945 году вступила в члены Коммунистической партии. После окончания Великой Отечественной войны и демобилизации в июле 1945 года Г. И. Горская работала заведующей парткабинетом Липецкого городского комитета КПСС. В марте 1951 года выехала вместе с мужем в Германскую Демократическую Республику, где некоторое время трудилась в г. Берлине в управлении репараций СККГ (Советской Контрольной комиссии в Германии).
По возвращении Г. И. Горская снова работала в парткабинете Липецкого горкома КПСС. За это время заочно окончила Липецкое педагогическое училище, затем 3 года обучалась в Липецком учительском институте, а в Борисоглебском сдавала госэкзамены. В 1954 году окончила с отличием Московский заочный педагогический институт и поступила на работу в среднюю школу № 8 г. Липецка, где была учителем русского языка и литературы и завучем до 22 августа 1969 года. В 1960-х годах в нашей области появилась целая плеяда талантливых педагогов: Константин Александрович Москаленко, Мария Дмитриевна Кочерина, Сталь Анатольевич Шмаков, Олег Анатольевич Казанский и другие. Их методика обучения и воспитания школьников и студентов была уникальна, во главу угла в ней ставилась гармония передачи знаний и формирования личности. Г. И. Горская познакомилась с К. А. Москаленко и включилась в его эксперимент по перестройке урока, поиску форм и методов повышения его продуктивности. Именно К. А. Москаленко и Г. И. Горская стояли у истоков знаменитого Липецкого опыта.
Г. И. Горская вывела формулу индивидуального подхода на уроке: «От изучения индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся – к опоре на потенциальные возможности каждого из них и далее к развитию всех способностей каждого отдельно взятого ученика и классного коллектива в целом». Она считала: «Урок – это прежде всего труд наших учеников. От того, как он организован, насколько он является результативным, зависит не только усвоение учебного материала... Здесь исключительно важен нравственный воспитательный результат. Я уверена: лодырь на уроке не станет в будущем трудолюбивым человеком. И наоборот, те, кто привык трудиться за партой, как правило, впоследствии на производстве, в науке, искусстве будут настойчиво добиваться успехов, как добивались их в учебе. Отсюда вытекает важнейшая педагогическая задача – учить работать на уроке и вне его, работать с учебником, картой, в тетради...» Галина Ивановна в свое время настаивала на пятидневной школьной неделе и первой стала проводить уроки по 45 минут. Выступала против того, чтобы неуспевающие ученики оставались в классе на второй год.
Педагог-новатор, яркая личность с большим опытом и авторитетом, Г. И. Горская быстро оказалась в центре внимания педагогической общественности города. Идеи и искания учителей-новаторов распространились среди педагогов Липецкой области, а затем и по всей стране. В 1960-е годы в обычную липецкую школу № 8 приезжали за опытом делегации и учителя из других регионов, открытые уроки приходилось проводить даже в спортивном зале. Методику Г. И. Горской изучали в педагогических коллективах и вузах, она публиковалась в периодических изданиях Советского Союза и странах Восточной Европы.
В одной из статей, заместитель министра просвещения СССР, доктор педагогических наук В. Коротов писал : «Горская, Гузик, Шишкин, Меркулов... Какие своеобразные люди! Учителя разных предметов. Но если приглядеться к их работе повнимательнее, обязательно подметишь характерную черту, которая роднит, сближает их педагогическое мастерство. Все они прежде всего наставники, передающие детям свой опыт, свою увлеченность и мастерство; они много сил отдают вооружению школьников рациональными приемами учебного труда».
В июне 1967 года Г. И. Горская защитила диссертацию и получила звание кандидата педагогических наук. С августа 1969 по 1 апреля 1972 года она была заведующей Липецким городским отделом народного образования, с 1972 по 1979 год – проректором ЛГПИ по заочному обучению. Г. И. Горская приложила много усилий для улучшения научной организации труда студентов-заочников. По ее инициативе были созданы постоянно действующие консультационные пункты, улучшена система планирования помощи контроля на заочном отделении. Она разработала и постоянно вела спецкурс по подготовке резерва руководителей школ по проблеме «Управление и руководство школой», а также семинар «Развитие познавательной деятельности учащихся». В журнале «Народное образование» публиковались статьи Г. И. Горской по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся, вопросам управления и руководства школой. А ее книга «Организация учебно-воспитательного процесса в школе» (1977) стала учебником для целого поколения заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе. Энергичная и привыкшая находиться в центре событий, Галина Ивановна основную работу всегда совмещала с общественной. Она являлась членом президиума обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, председателем Педагогического общества.
Г. И. Горская удостоена звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» (1962), награждена значком «Отличник народного просвещения», медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медалью Н. К. Крупской.
Умерла Г. И. Горская 9 августа 1979 года.
С 2002 года одаренным детям Липецкой области ежегодно присуждаются 60 премий имени Г. И. Горской. 8 апреля 2016 года отмечалось 80-летие средней школы № 8, одной из старейших в Липецке. Ее выпускники и воспитанники Г. И. Горской в своих выступлениях вспоминали особенности преподавания Галины Ивановны, ее педагогические приемы, манеру ведения урока. И все бывшие ученики отмечали, что, благодаря такому наставнику, они выросли достойными людьми и состоялись в жизни. В школе действует историко-педагогический музей, особое место в котором посвящено Липецкому педагогическому опыту и деятельности Г. И. Горской.
Произведения автора
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка / Г. И. Горская. – Липецк : Газета «Ленинское знамя», 1961. – 30 с.
Да, второгодничество – большое зло! Липецк / Г. Горская // Народное образование. – 1961. – № 8. – С. 16–18.
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка / Г. И. Горская // Организация урока в передовых школах Липецкой области : сборник статей. – Липецк, 1962. – С. 78–103.
Без второгодников / Г. Горская // Советская Россия. – 1962. – 10 марта.
Возможности урока / Г. Горская // Ленинское знамя. – 1962. – 1 сент. – С. 3.
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока / Г. И. Горская // Организация урока в передовых школах Липецкой области: сборник статей. – Липецк, 1962. – С. 154–164.
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока / Г. И. Горская // Русский язык в школе. – 1962. – № 4. – С. 30–37.
Новое на уроках русского языка : из опыта учителя г. Липецка / Г. И. Горская. – Москва : Учпедгиз, 1963. – 215 с.
Перспективное поурочное планирование / Г. И. Горская // За коммунистическое воспитание школьников / под ред. В. Г. Бейлинсона. – Москва, 1963. – С. 45–58.
Учить самостоятельно работать / Г. И. Горская // Русский язык в школе. – 1963. – № 1. – С. 39–46.
О липецком опыте и его толковании / Г. Горская // Учительская газета. – 1964. – 11 авг. ;10 окт.
Осуществление принципа индивидуального подхода в обучении русскому языку как условие предупреждения неуспеваемости / Г. И. Горская // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по предупреждению неуспеваемости и второгодничества по русскому языку. – Липецк, 1965. – С. 91–166.
Важнейшие пути совершенствования урока : (на примере преподавания русского языка в 5–8 классах) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Г. И. Горская ; Научно-исследовательский институт общего и политехнического образования. – Москва, 1966. – 37 с.
Важнейшие пути совершенствования урока : на примере преподавания русского языка в 5–8 классах : диссертация ... кандидата педагогических наук / Г. И. Горская. – Москва, 1966. – 512 с.
Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка / Г. И. Горская // Из опыта липецких словесников : сборник статей. – Воронеж, 1967. – С. 21–36.
Мастерство педагога / Г. Горская // Ленинское знамя. – 1971. – 25 марта.
Мыслящий учитель и думающий ученик / Г. Горская // Ленинское знамя. – 1972. – 29 марта. – С. 4.
Каждому учителю – высшее образование / Г. Горская // Ленинское знамя. – 1972. – 27 мая.
Как настроение, как самочувствие? : [об организации труда учителя в школах г. Липецка] / Г. Горская // Учительская газета. – 1972. – 5 сент.
Каким должен быть организатор учебно-воспитательного процесса? : [на примере школ г. Липецка] / Г. Горская // Народное образование. – 1973. – № 2. – С. 70–72.
Формы методической работы / Г. И. Горская // Народное образование. – 1973. – № 7. – С. 63–66.
Организация работы методических объединений / Г. И. Горская // Народное образование. – 1973. – № 9. – С. 77–79.
Организатор и руководитель учебно-воспитательного процесса : [на примере школ г. Липецка] / Г. Горская // Народное образование. – 1974. – № 8. – С. 115–126.
Методические указания по структурному усвоению грамматики / Г. И. Горская. – Липецк, 1976. – 17 с.
Организация учебно-воспитательного процесса в школе : в помощь заместителю директора школы / Г. И. Горская. – Москва : Просвещение, 1977. – 272 с.
Приложения к «Методическим указаниям по структурному усвоению грамматики» : практикум / Г. И. Горская. – Москва: Просвещение, 1977. – 85 с.
Организация учебно-воспитательного процесса в школе : пособие для учителя / Г. И. Горская, Р. Г. Чуракова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1986. – 206 с.
Литература о жизни и деятельности
Панченко З. Н. Родительская общественность в помощь школе : из опыта работы школ Липецкой области / З. Н. Панченко. – Липецк : Липецкое книжное издательство, 1960. – 39 с.
Пономарев И. О чем говорят наблюдения : [к итогам второго года перестройки школ Липец. обл.] / И. Пономарев // Народное образование. – 1961. – № 7. – С. 13–18.
Егоров П. Н. О приемах активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка / П. Н. Егоров, Н. Емельянов // Из опыта работы учителей школ Липецкой области : сборник статей. – Якутск, 1962. – С. 89.
Воробьев Г. В. Поиски новой организации урока в школах Липецкой области / Г. В. Воробьев, З. И. Романовская // Советская педагогика. – 1962. – № 4. – С. 28–36.
Останков И. Будущее – за активным уроком / И. Останков // Ленинское знамя. – 1962. – 14 марта. – С. 4.
Закончились «Педагогические чтения» : [одним из лучших признан доклад Г. И. Горской «Дидактические основы построения учебного процесса на уроке»] // Ленинское знамя. – 1963. – 11 янв. – С. 4.
Григорьев К. Болгарские учителя в Липецке / К. Григорьев // Ленинское знамя. – 1963. – 16 марта. – С. 2.
К новым высотам : с совещания учителей г. Липецка // Ленинское знамя. – 1963. – 29 авг. – С. 3.
Пономарев И. Опыт новаторов множится / И. Пономарев // Народное образование. – 1963. – № 12. – С. 6–11.
Глотова А. Пути повышения эффективности урока русского языка / А. Глотова // Народное образование. – 1961. – № 9. – С. 39–41.
Журавлев В. И. Липецкий опыт и принципы дидактики / В. И. Журавлев // Известия Воронежского государственного педагогического института. – 1967. – Т. 77. – С. 5–30.
Урок в восьмилетней школе / под редакцией М. А. Данилова. – Москва : Просвещение, 1966. – 247 с. – Липецкий опыт: с. 14, 51–53, 227, 237.
Научной организации труда учителя и ученика – зеленую улицу! : [с областного съезда учителей, в том числе о Г. И. Горской и ее выступлении] // Ленинское знамя. – 1968. – 28 апр. – С. 3.
Коротов В. Уроки Липецка / В. Коротов // Учительская газета. – 1971. – 17 июля.
Купавых В. Липецкий опыт – всем : [о кн. Г. И. Горской «Организация учебно-воспитательного процесса в школе»] / В. Купавых // Ленинское знамя. – 1977. – 3 дек. – С. 2.
Педагоги о книге педагога : [о кн. Горской Г. И. «Организация учебно-воспитательного процесса в школе»] // Народное образование. – 1978. – № 6. – С. 35.
Галина Ивановна Горская : [некролог] // Ленинское знамя. – 1979. – 11 авг. – С. 4.
Коротов В. За эффективный урок / В. Коротов // Семья и школа. – 1985. – № 1. – С. 3–6.
Тонких В. Е. Лауреаты премии имени Г. И. Горской [2002–2005 годы] / В. Е. Тонких // У истоков липецкого опыта / В. Е. Тонких. – Елец, 2005. – С. 99–102.
Тонких В. Е. Педагогическое кредо Г. И. Горской / В. Е. Тонких // У истоков липецкого опыта / В. Е. Тонких. – Елец, 2005. – С. 91–102.
Сосимович Н. Школа – это история... : [об истории сред. шк. № 8 г. Липецка и Г. И. Горской] / Н. Сосимович // Золотой ключик. – 2013. – 28 мая (№ 11). – С. 13.
Марков А. Липецкий опыт не забыт : [в ЛГПУ на второй науч.-практ. конф. «Имя в истории Липецка» вспоминали о К. А. Москаленко, Г. И. Горской и др.] / А. Марков // Липецкие известия. – 2014. – 17 дек. (№ 51). – С. 21.
Стрельникова Т. Д. Развитие образовательной среды в Липецкой области / Т. Д. Стрельникова // Региональное образование: современные тенденции.– 2019. – № 1 (37). – С. 65–69.
Шопина Л. П. Педагогическая траектория жизни К. А. Москаленко : монография / Л. П. Шопина. – Липецк : ЛГПУ им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – 205 с.
Интернет-ресурсы
Глава 3. Областная премия имени Г. И. Горской // Закон Липецкой области о поощрительных выплатах в сфере образования и на Липецкой области № 846-пс : принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов 10 декабря 2008 года : текст с последними изменениями и дополнениями на 26 декабря 2022 года. – Текст : электронный // Консорциум «Кодекс» : сайт. – URL: https://docs.cntd.ru/document/872610320 (дата обращения: 05.03.2023).
Статья 23. Размер и порядок присуждения областной премии одаренным детям имени Г. И. Горской // О поощрительных выплатах в сфере образования и науки Липецкой области : Закон Липецкой области № 224-ОЗ от 24 декабря 2008 года. – Текст : электронный // ГАРАНТ : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/29721103/74d7c78a3a1e33cef2750a2b7b35d2ed/ (дата обращения: 05.03.2023).
Лицеист стал обладателем областной премии имени Г. И. Горской. – Текст : электронный // Научное лицейское общество «Открытие» : сайт. – URL: https://nlo-liceum44.ru/archives/3958 (дата обращения: 30.01.2023).