Ефимов Иван Семенович
(1878–1959)
Русский художник, скульптор и театральный деятель И. С. Ефимов родился 23 февраля 1878 года в Москве в семье юриста, помещика Тамбовской губернии. Детство и юность художника прошли у бабушки в имении Отрадное в Тюшевке, в двадцати километрах от Липецка.
«У меня, слава богу, не только дворянская, но и крепкая мужичья кровь», – заключал художник. Род Ивана Семеновича идет по женской линии от первого русского банкира и крупнейшего благотворителя Прокофия Акинфиевича Демидова. Иван Семенович Ефимов учился в московской классической частной гимназии у известного педагога и просветителя Льва Ивановича Поливанова. В 1898 г. поступил в Московский университет. Его учителями были К. А. Коровин и В. А. Серов. Особое влияние на него оказал Валентин Серов, на двоюродной сестре которого, художнице Нине Яковлевне Симонович, он женился в 1906 году. В 1908–1911 гг. они с женой и сыном Адрианом жили во Франции. В это время Ефимовы издали во Франции изобретенную ими детскую игру-вырезание «Близнецы». Во время Первой мировой войны Ефимов добивается отправления в действующую армию, служит канониром из вольноопределяющихся, воюет на передовых позициях под Луцком, в Карпатах на Румынском фронте.
В 1918 году И. С. Ефимов стал преподавателем Высших художественно-технических мастерских, где впоследствии он становится профессором. Никто не сделал больше для развития и пропаганды теневого театра в нашей стране, чем супруги Ефимовы. Они начали свою деятельность в области теневого театра еще в дореволюционные годы. Художница Нина Симонович с юных лет полюбила искусство силуэта. В 1918 году Ефимовы приняли участие в создании первого детского театра в Москве, инициатором которого выступила Наталия Сац. «Программа первого спектакля, – вспоминала позже Н. Сац, – куклы, силуэты, речь и манера игры Ефимовых были очень русскими, приветливыми, широкими». В первом отделении спектакля петрушки представляли самые любимые из ранее поставленных басен И. А. Крылова, во втором – действовал театр теней, были показаны русская сказка «Мена», «Масленица в деревне», отрывки из поэмы Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Когда начался спектакль теней, раздались возгласы: «Ой, как красиво!», «Это как волшебный фонарь!», «Нет, лучше!..» В революционные годы Ефимовы создали частный театр марионеток, петрушек и теней. Это было серьезное начинание, поглотившее множество времени и сил. Сначала это был театр, созданный по принципу народного «Петрушки». Ефимовы возродили старинный русский бродячий театр, в котором сами были режиссерами, художниками, актерами.
С куклами Ефимовы в 1919 году разъезжали в фургоне по площадям Москвы, бродили по деревням Московской области, появлялись в городах Средней Волги, в Башкирии, в Липецке и его окрестностях.
В Липецке они бывали и раньше, но на этот раз посетили его в самый разгар гражданской войны. Время было суровое, опасное и голодное. Ефимовы показывали свои спектакли в Нижнем парке, в школах, клубах и прямо на улице. Не боялись отправиться в окрестные села. Радовали своим искусством и детей, и взрослых. Во время приездов в Липецк Ефимовы успевали, помимо спектаклей, много рисовать. И сейчас оживают в их рисунках ушедшие навсегда маленькие, уютные липецкие дворики, зеркальная гладь старинного Петровского пруда, прозрачные ключи в живописном Каменном логу, вековые деревья в аллеях Нижнего парка. А еще ярмарки и народные гулянья да тюшевские, тележенские, куйманские и лубновские девушки в народных костюмах. В Липецком областном краеведческом музее берегут рисунки Ефимовых и афиши их спектаклей.
Позже возник театр объемных кукол на тростях – изобретение Н. Я. Симонович-Ефимовой, на которое она получила патент, и теневой театр с двумерными «актерами», со своим особым репертуаром. Новаторский принцип «тростевых» механизмов позволял более динамично управлять куклами и вносил в балаганные спектакли элементы драмы. Созданному театру помогали скульптуры Ефимова и живопись Н. Я. Симонович-Ефимовой. Здесь пригодился разнообразный опыт обоих художников в различных областях прикладного и графического искусств. Ставились написанные ими специально для кукольного театра пьесы. К тому же супруги Ефимовы сами были кукловодами. Все роли они играли вдвоем, проявляя настоящее актерское мастерство. Инсценировки Ефимовых в 20–30-е гг. XX в. стали фундаментом для становления русского профессионального театра кукол. Ими было поставлено более 40 пьес. Вершиной драматургии Ефимовых считается «Задумчивая интермедия» (1923), известная не только в России, но и за рубежом. В США в 1929 г. ее поставил в своем театре «Друзья марионеток из Детройта» известный американский кукольник Мак-Фарлин. Театральное творчество Ефимовых высоко ценили К. Бальмонт, А. Н. Толстой, А. Я.Таиров, А. Г. Коонен, Н. Смирнов-Сокольский, К. С. Станиславский, П. Флоренский. Изучив опыт традиционных русских и зарубежных кукольников, Ефимовы обогатили его классическим репертуаром, технически усовершенствовали системы театральных кукол, создали драматургию и разработали критерии профессиональной культуры этого вида искусства. Куклы Ефимова были настоящими скульптурами. В последующие годы Иван Семенович как скульптор участвовал в оформлении ряда постановок в МХАТе, Большом театре.
Ефимов известен как классик анималистического жанра, мастер в передаче красоты животных, грации их движений. Естественней всего его талант художника-скульптора раскрылся в образах животных, виртуозно обыгрывающих возможности разных материалов, например фарфора, эскизы для которого он создавал с 1910-х годов. В 1920–1930-е годы появились его лучшие произведения: скульптуры «Зебра» (1927, фаянс, роспись), «Кошка с шаром» (1934, фаянс, роспись). Именно И. С. Ефимов ввел в скульптуру новую технику ковки из медного листа ( «Рыба» (1927), кованая медь, цветное стекло; «Сокол прикованный» (1927), кованая медь, дерево), позволяющую добиться тонкости и четкости форм. В этом смысле блестящей находкой И. С. Ефимова стала «сквозная» скульптура, или, как он ее сам называл, «скульптурная графика», украсившая многие парковые ансамбли в городах страны. Легким, игровым характером выделяются его скульптуры – фонтаны «Юг» у речного вокзала в Москве, фонтан у здания МГУ, сквозные композиции из бронзы в санатории в Цхалтубо (Грузия). Рельефы И. С. Ефимова украшают Ярославский вокзал в Москве, комнаты Ленинградского вокзала, станции Московского метро, интерьеры Пушкинского Дома в Петербурге. На Всемирной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году И. С. Ефимов был награжден золотой медалью за скульптуры «Рыбак с рыбой» и «Бык». Его скульптура стремится освободиться от постамента, а рисунки напоминают геральдические знаки.
Художник В. А. Фаворский так писал о И. С. Ефимове: «Есть живые произведения, ничем, кроме живого чувства, не кончающиеся, а есть произведения, которые в конце концов, будучи живыми и от жизни идущими, воплощаются как ритмические мысли, как кристаллы и, я бы сказал, пластические идеи, которые выражают ритмически и музыкально современность и создают то, что называется стилем эпохи. Все, что я тут сказал, по-моему, вплотную касается Ивана Семеновича и редко кого другого, какого-нибудь другого скульптора. В этом он подобен древним художникам». Художник проиллюстрировал более 20 книг для детей и взрослых. Ефимов также оставил огромный свод эротической графики, дважды пытался издать эти работы – в виде альбома «Сплетения любви» и иллюстраций к изданию «Мордовский эпос», но безуспешно. Лишь в 1996 г. был издан альбом «Эротические рисунки». Выдающийся богослов и ученый о. Павел Флоренский, друг семьи Ефимовых, произнес слова: «Мораль повысилась бы, если бы обнародовать Ваши рисунки». Работы Ефимовых имеются в Государственной Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Русском музее, во многих других музеях страны и частных собраниях. Наряду с театральным, декоративно-прикладным, монументальным и литературным искусством, Ефимовы внесли значительный вклад в исследование театра и культур народов России и Средней Азии.
С 1919 г. супруги Ефимовы, подолгу жившие в своем имении Отрадное, несколько раз посещали дом провизора В. К. Вяжлинского в центре Липецка. Там жил брат Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой, ученый-химик, бактериолог Николай Яковлевич Симонович. Этот двухэтажный особняк – памятник архитектуры, построенный в 1910 г. в стиле модерн архитектором В. Фрейманом. В 1992 г. в этом доме был создан прижизненный Музей-мастерская народного художника России В. С. Сорокина – Дом Мастера. В 1994 году, благодаря Адриану Ивановичу Ефимову, сыну Ефимовых, в Доме Мастера состоялась выставка И. С. Ефимова и Н. Я. Симонович-Ефимовой. Дары А. И. Ефимова Музею-мастерской В. С. Сорокина стали основой художественной коллекции, воплощающей преемственность традиций в русском изобразительном искусстве.
Благодаря Нине Яковлевне Симонович И. С. Ефимова заинтересовали образы тамбовских баб. «Я считал – ну, бабы и бабы, и писать их не к чему… Она мне их открыла…», – отмечал художник. Впервые он привез жену в Тамбовскую губернию в 1911 году, после возвращения их из Парижа. Нину Яковлевну поразили тамбовские женщины, в которых она увидела благородную красоту лиц, почти греческую, античную торжественность поступи, когда эти бабы и девки, в своих тяжелых одеждах с многочисленными складками, шли по ярмарке. Посоветовала мужу: «Нет таких красок ни в акварели, ни в масляной живописи, такие зеленые юбки, красные кофты, груди, завешанные янтарем, сзади парчовое солнце. Ты сделай в фарфоре» (Симонович-Ефимова, Н. Я. Записки художника. – М., 1982).
«Тамбовская невеста» («Тамбовская девка») и «Тамбовская баба» – работы И. Ефимова из коллекции Дальневосточного художественного музея. Обе скульптуры сделаны автором в 1914 году. «Тамбовская девка» – степенная, крепкая и белолицая, с длинной косой, изображена в рост. То ли она стоит, то ли идет, плавно переступая ногами, плывет, как говорят о такой походке. Вся она – монолит, красочная пирамида: небольшая миловидная головка гладко причесана на прямой пробор, шея, закованная в янтарь, с округлых плеч стекают расширяющиеся книзу рукава темно-красной кофты, объединяя руки с массивным колоколом темно-зеленой юбки, сплошь покрытой пышными складками» (А. Б. Матвеева. Из книги «И. С. Ефимов»).
Замечательные куклы хранятся в музее Центрального театра кукол имени Сергея Образцова и в мастерской художников Ефимовых в Москве.
Умер И. С. Ефимов в Москве 7 января 1959 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве, рядом с женой, Ниной Яковлевной Симонович (1877–1948).
Произведения автора
Мена : народная побасенка с применением ее для теневого театра / И. С. Ефимов. – М. ; Л. : Гос. изд-во, 1929. – 16 с., [2] с. предисловия и текста на обл. : красочн. ил.
О моих работах / И. С. Ефимов // Искусство. – 1935. – № 4. – С. 169.
Скульптура и монументальность / И. С. Ефимов // Скульптурная газета. – 1937. – 18 мая (№ 28).
Теневой театр. Сказка А. С. Пушкина «Как весенней теплою порою» : [текст сказки, сценарий и указания к постановке] / Н. Я. и И. С. Ефимовы. – М. ; Л. : КОИЗ, 1937. – 28 с. : ил. 4. Ефимов И. С. 1914 год : листы для вырезания и раскрашивания / И. С. Ефимов. – М. : Автора, 1914. – 8 л. – Изображение (неподвижное ; двухмерное) : непосредственное.
Пекарская скульптура / И. С. Ефимов // Декоративное искусство СССР. – 1959. – № 3. – С. 40–42.
Чувство прекрасного у народа : заметки о нар. искусстве удмуртов / И. С. Ефимов ; [с примеч. ред.] // Декоративное искусство СССР. – 1959. – № 8. – С. 20–21.
Скульптура. Материал и масштаб : [публикация отрывков из записей художника 1933–1940 гг. / И. С. Ефимов ; с примеч. ред.] // Творчество. – 1971. – № 6. – С. 4–6.
Об искусстве и художниках : художественное и литературное наследие / И. С. Ефимов ; сост. А. Б. Матвеева, А. И. Ефимов ; коммент. А. И. Ефимова ; [биогр. очерки Н. Я. Симонович-Ефимовой]. – М. : Совет. художник, 1977. – 422, [1] с. : ил., цв. ил. –Указ. имен: с. 419–421. – Список произведений И. С. Ефимова: с. 400–411. – Библиогр.: с. 416–418.
Художник И. Ефимов делает книгу : Ив. Ефимов. «Мена» : теневой театр / И. С. Ефимов ; вступ. ст. и коммент. И. В. Голицына, А. И. Ефимова. – М. : Совет. художник, 1982. – 11, [18] с. : ил., цв. ил. – (Избранные детские книги советских художников).
Материал в скульптуре / И. С. Ефимов // Юный художник. – 2002. – № 10. – C. 28–31.
Литература о жизни и творчестве
Симонович-Ефимова Н. Я. О Петрушке // Вестник театра. – 1919. – № 34. – С. 6–8.
Симонович-Ефимова Н. Я. Кукольный театр в деревне // Вестник театра. – 1920. – № 75. – С. 2–3.
Симонович-Ефимова Н. Я. Графический язык детских книжек-картинок / Н. Я. Симонович-Ефимова // Новые детские книги / Ин-т методов внешкольной работы, отдел детского чтения. – Москва, 1926. – Сб. 4. – С. 93–119.
Симонович-Ефимова Н. Я. Культурный путь Петрушки // Искусство в школе. –1929. – № 1. – С. 7–13.
Симонович-Ефимова Н. Я. Современный Петрушка // Народный учитель. – 1929. – № 5. – С. 45–48.
Симонович-Ефимова Н. Я. Театр Петрушки // Искусство в школе. –1929. – № 5. – С. 14–20.
Симонович-Ефимова Н. Я. Кукольные театры СССР // Искусство в школе. – 1930. – № 4. – С. 9–12.
Симонович-Ефимова Н. Я. Как поставить басни Крылова в театре петрушек // Организуйте детвору. – 1935. – № 1. – С. 32–37.
Симонович-Ефимова Н. Я. Театр кукол Н. Я. и И. С. Ефимовых // Творчество. – 1935. – № 1. – С. 24.
Симонович-Ефимова Н. Я. Встречи с Серовым // Творчество. – 1935. – № 2. – С. 4–7.
Симонович-Ефимова Н. Я. Теневой театр для детей ясельного возраста // Вопросы материнства и младенчества. – 1938. – № 10. – С. 48–52.
Симонович-Ефимова Н. Я. Басни Крылова : сценарии с рис. и фот. / Н. Я. Симонович-Ефимова, И. С. Ефимов // Эстрада / [сост. коллективом авторов]. – Москва : Ленинград, 1941. – С. 71–82.
Симонович-Ефимова Н. Я. Памяти музыканта-общественника Валентины Семеновны Серовой // Советская музыка. – 1947. – № 4. – С. 60–61.
Иван Семенович Ефимов. – М. : Совет. художник, 1951. – 6 с. : ил.
Симонович-Ефимова Н. Я. О творчестве, о себе : [заметки художницы] // Творчество. – 1968. – № 5. – С. 17–18.
Симонович-Ефимова Н. Я. Пять мастерских Анны Семеновны Голубкиной : отрывки / Н. Симонович-Ефимова ; [вступ. ст. А. М. Пистуновой] // Литературная Россия. – 1968. – 9 авг.
Симонович-Ефимова Н. Я. [Автобиография] / Симонович-Ефимова Н. Я. ; публ. Д. Жилинского // Советская живопись–78 : [сборник / сост. О. Р. Никулина] ; редкол.: А. Ю. Никич и др.]. – М. : Совет. художник, 1980. – С. 268–274 : ил.
Ефимов И. С. [Воспоминания об А. Голубкиной] // А. С. Голубкина : письма / сост., предисл., пояснения к разделам и коммент. Н. А. Корович. – М. : Совет. художник,1983. – С. 361–365.
Нина Симонович-Ефимова. Живопись. Графика. Театр кукол. Иван Ефимов. Скульптура. Графика. Театр кукол. Липецк, ноябрь 1994 г. – Липецк : Кода, Б. г. – 8 с.
Симонович-Ефимова Н. Я. «У нас был необычайный вечер...»: П. А. Флоренский в доме художников Ефимовых // Музыкальная жизнь. – 1994. – № 6. – С. 30–33 : ил.
Бредис Е. Они учились у Матисса и Бурделя, а творили на нашей Липецкой земле : [произведения худож. И. Ефимова и Н. Симонович-Ефимовой в Доме Мастера. Ефимовы тесно связаны с нашим краем] // Липецкая газета. – 1994. – 11 нояб.
Выставка в Доме Мастера : [выставка творческого наследия Н. Я. Симонович-Ефимовой и И. С. Ефимова в Доме Мастера] // Липецкие известия. –1994. – 11 нояб. – С. 2.
Осипов В. «Рисовать – это все равно, что любить женщину» : [о выставке в Доме Мастера «Творческое наследие художников Н. Я. Симонович и И. С. Ефимова»] // Единство. – 1994. – 16 нояб. – С.16.
Мязина Е. Любовь к Липецким местам оказалась сильнее Парижских тайн : [выставка музея художников Ефимовых в Доме Мастера. Дни французской культуры] // Панорама. – 1994. – 19 нояб.
Сорокин И. «Это была я сама, и это была Тамбовская губерния» : [о худож. и кукольниках И. С. Ефимове и Н. Я. Симонович-Ефимовой. В 1920, 1924, 1926 гг. – были в Липецке со своим кукол. театром, выст. в Доме Мастера] // Русь святая. – 1994. – 1 дек. – С. 5.
Ефимов А. Дом Мастера : [история Дома Мастера. Моск. худож. Адриан Иванович Ефимов рассказывает о своих родителях, худож. и кукольниках И. С. Ефимове и Н. Я. Симонович-Ефимовой, жизнь и судьба которых связана с Липец. краем (с. Тюшевка)] // Русь святая. – 1994. – 1 дек. – С. 4.
Мязина Е. Дом ожил : [выст. в Доме Мастера из Музея моск. худож. Ефимовых. История Дома Мастера] // Панорама. – 1994. – 3 дек.
Ефимов Иван Семенович : 22 февраля 1878 года родился Иван Семенович Ефимов, скульптор и график [детство и юность которого прошли в имении Отрадное в Тюшевке] // Добрый вечер. – 2008. – 20–26 февр. – С. 11.
Кукрак С. Театр художников Ефимовых : [худож. Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877–1948) и Иван Семенович Ефимов (1878–1959) и Липец. край] // Золотой ключик. – 2009. – 4 авг. (N 16). – С. 12, 13, 14.
Бабин Ю. Дом истории культуры : зданию музея им. В. С. Сорокина – 100 лет // Аргументы и факты. – 2010. – 24–30 марта. – С. 9.
Брисов Ю. Знакомые все лица : [в липец. Доме Мастера открылась выст. экспонатов музея Гос. академ. центр. театра кукол им. С. В. Образцова] // Аргументы и факты. – 2010. – 26 мая–1 июня (№ 21). – Прил.: с. 2. – (АиФ-Липецк).
Хомутский Р. Кукольный Дом : в середине мая законную площадь музея В. С. Сорокина захватили куклы. В Доме Мастера открылась выставка «Мир театральных кукол» / Р. Хомутский ; фот. П. Остряков // Липецкая газета: итоги недели. – 2010. – № 21 (17–23 мая) – С. 44–45.
Малюков С. Кукольная история: Дом Мастера посетили герои «Необыкновенного концерта»: всемирно известные экспонаты музея Государственного академического центрального театра кукол им. С. В. Образцова можно увидеть на выставке «Мир театральных кукол» в Доме Мастера / С. Малюков ; фот. А. Кашура // Липецкая газета. – 2010. – 20 мая.
Василевская Н. Шкатулка в стиле модерн : [история дома аптекаря Виктора Вяжлинского на бывш. ул. Дворянской в г. Липецке, ныне Дома Мастера] // Неоновый город L. – 2011. – № 3 – С. 51.
Кривошеин Н. В. Сто лет назад... : основные события в Лебедянском крае в 1919 году / Н. В. Кривошеин, Ю. П. Первицкий // Лебедянские вести [Лебедянский район]. – 2019. – 12 янв. – С. 6.
Полякова М. На перекрестке трех дорог : [из истории дома провизора Вяжлинского на перекрестке ул. Зегеля, Ленина (бывшей Дворян.) и Петров. спуска] / М. Полякова ; фот. П. Остряков ; рис. Д. Свищева // Лица Липецкой области. – 2020. – № 6 (июнь) – С. 58–61.
Справочные материалы
Большая Российская энциклопедия. – М., 2007. – Т. 9. – С. 714.
Художники народов СССР : биобиблиогр. слов. – М., 1983. – Т. 4, кн. 1. – С. 69–71.
Голдовский Б. Куклы : энциклопедия / Б. Голдовский. – М., 2001. – С. 155–156.
Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 393.
Интернет-ресурсы
Ефимов Иван Семенович. – Текст : электронный // Энциклопедия русских художников. – URL: http://www.artonline.ru/encyclopedia/227. – (дата обращения: 30.01.2022).
Ефимова Е. А. «Мой дед Иван Ефимов». – Текст : электронный // Новые лица ЖЖ. – URL: http://geneura.livejournal.com/145385.html (дата обращения: 30.01.2022).
Парадоксов друг : художник и скульптор Иван Семенович Ефимов (1878–1959). – Текст : электронный // Московская правда. – 2008. – 22 февр. – URL: http://old.mospravda.ru/issue/2008/02/22/article10619/ (дата обращения: 30.01.2022).