Днепров Митрофан Иванович
(1881-1966)
Артист оперетты, баритон М. И. Днепров родился 13 июня 1881 года в г. Усмани в бедной многодетной семье Погребенченко.
Судьба его была необыкновенной. Он пришел на сцену из монастыря, из монастырских послушников, притом на сцену опереточного театра. В «Петербургской газете» 1908 года была напечатана рецензия Н. П. Зеленко: «Выступающий в «Буффе» артист М. И. Днепров в недавнем прошлом был послушником в Александро-Невской лавре и чтецом у митрополита Палладия…». Затем популярный журнал того времени «Солнце России» напечатал интервью с Днепровым, озаглавив его «Из монахов в пупсики», и проиллюстрировал это превращение, поместив рядом две его фотографии – молодого монашка и героя оперетты «Пупсик».
А начиналось все в Усмани. Детство и юность Митрофана не предвещали артистического будущего. Семья состояла из восьми человек, отец арендовал маленький трактирчик. Семья отличалась религиозностью, и с малых лет мальчик пел дома по вечерам молитвы и духовные песни. Когда ему исполнилось семь лет, регент соборного хора Трубяченский взял Митрофана в хор первым дискантом, где мальчик начал выступать как солист.
Приехавшему в город архиерею из Тамбова так понравился голос Митрофана, что после службы он подарил ему серебряный рубль и пригласил петь в его хоре в Тамбове. Регент архиерейского хора И. Я. Тернов оценил музыкальное дарование Митрофана, и, когда его пригласили в Петербург управлять хором Александро-Невской лавры, мальчика он взял с собой. Перед отъездом Митрофан навестил родных в Усмани, где узнал, что отец «прогорел» и собирался с семьей переехать в Воронеж.
После посещения в Петербурге оперы «Жизнь за царя» в Мариинском оперном театре Митрофана стала преследовать мысль об опере.
В 16 лет он стал чтецом у митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия и стал сам себя образовывать, пользуясь библиотекой митрополита. В круг его чтения помимо энциклопедии и духовной литературы входили Пушкин, Толстой, Тургенев. В 19 лет голос Митрофана оформился в лирический баритон, и он стал певцом-послушником монастырского хора, поступил на регентские курсы. Через год получил звание регента второго разряда и группу певцов. Стал зарабатывать деньги и помогать своей семье.
В 1900-1906 годах Митрофан Иванович обучался на оперных курсах О. О. Бестриха в Петербурге. «Голос мой, по словам Бестриха, был поставлен самой природой. Он же только помогал мне правильно направлять звук, указывая, где и какую ноту надо открывать, какую полузакрывать и т.д.». Кроме класса вокала Митрофан посещал и оперный класс. Скрываясь от монастырского начальства, на курсах Митрофан значился под фамилией Загребин. Под этой фамилией началась и его сценическая карьера. В 1901 году он первые выступил перед широкой публикой. Это были бесплатные воскресные концерты для рабочих фарфорового завода.
Вскоре Митрофан Иванович ушел из Невской лавры и стал псаломщиком в церкви Ильи Пророка на Охтенском пороховом заводе. Ему предоставили квартиру в три комнаты с садом и огородом, и он выписал к себе своих родных: отца, мать, трех сестер и брата. Церковное начальство Митрафана Ивановича знало, что он учится пению, но они и не подозревали, что он поет в концертах. Часто ему приходилось выступать в театре при Охтенском заводе, где он служил псаломщиком, и спасал его только хорошо наложенный грим.
О. О. Бестрих устраивал для курсантов гастрольные поездки по городам, которые служили хорошей сценической школой, и со временем Митрофану Ивановичу пришлось оставить службы псаломщика и всецело отдаться театральному искусству. Семья его вернулась в Воронеж. А Митрофан Иванович продолжил выступать в оперных спектаклях Бестриха, взяв псевдоним – Днепров. Он исполнял оперные партии: Демон («Демон» А. Г. Рубинштейна), Мазепа («Мазепа» П. И. Чайковского), Евгений Онегин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского); Валентин («Фауст» Ш. Гуно), Риголетто («Риголетто» Дж. Верди).
Осенью 1907 года М. И. Днепров подписал свой первый контракт. Это был контракт с известным опереточным дирижером и антрепренером А. А. Тонни на зимний сезон в Харьков. Дебютировал Митрофан Иванович в партии Маркиза («Корневильские колокола» Р. Планкета). С этого времени он выступал только в оперетте: у А. Э. Блюменталь-Тамарина в московском театре «Буфф», в театре Незлобина на Рижском взморье, в антрепризе Сибирякова (Одесса), в антрепризе М. Ливского в московском «Эрмитаже», в театре И. С. Зона, в Одесском оперном театре, у Е. В. Потопчиной в «Никитском театре» («Товариществе на марках» (1918-1920). В 1921-1923 годах гастролировал в Польше, Германии, Франции.
С 1923 года М. И. Днепров снова в Москве, в Товариществе Московской оперетты, с 1924 года – в «Новом театре оперетты». В 1927-1930, 1939-1951 годах М. И. Днепров – артист Московского театра оперетты.
Шесть лет – с 1933 по 1939 год – он гастролировал с группой концертантов. Объездил Украину, был на Кубани, в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Ташкенте, Самарканде, Ашхабаде, Баку, Красноводске, Тбилиси, Батуми, Сухуми, Гаграх, в городах центральной России, Сибири, столицах Прибалтийских советских республик.
В годы Великой Отечественной войны театр эвакуировали, но М. И. Днепров остался в Москве. Вместе с другими артистами он участвовал в концертах в госпиталях, выезжал в воинские части.
За полвека на сцене М. И. Днепров сыграл ведущие роли почти во всех классических и советских опереттах: «Веселая вдова», «Принцесса цирка», «Сильва», «Свадьба в Малиновке» и других, где он создал яркие лирико-драматические и характерные образы. Его лучшие роли в опереттах: Парис («Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха), Данило («Веселая вдова» Ф. Легара), Мистер Икс («Принцесса цирка» И. Кальмана), Ферфакс («Гейша» С. Джонса), Маркер («Женихи» И. Дунаевского), Корецкий («Год спустя» Б. Александрова), Игонин («Беспокойное счастье» Ю. Милютина), Муромский («Акулина» И. Ковнера).
В 1946-1947 годах М. И. Днепров работал в Пятигорском театре, где поставил «Свадьбу в Малиновке» Б. Александрова, «Сильву» и «Баядерку» И. Кальмана.
В 1961 году были изданы его воспоминания «Полвека в оперетте».
Возможно, М. И. Днепров сыграл в 1919 году в немом фильме-драме «Пучина» («Русское киноиздательство» (Одесса и Ялта), режиссера В. Черноблера. И хотя в своих мемуарах он не упоминает о съемках в кино, но в этот период он жил и работал в Одессе, где был снят этот фильм. Фильм «Пучина» не сохранился.
Заслуженный артист РСФСР (1947), награжден тремя медалями.
Умер М. И. Днепров 11 января 1966 года в Москве.
Произведения автора
Полвека в оперетте : [воспоминания] / М. И. Днепров ; вступ. ст. Л. Никулина. – М. : Искусство, 1961. – 169 с. : ил.
Литература о жизни и деятельности
Андреев Н. Наш земляк Митрофан Днепров // Новая жизнь [Усманский район]. – 1970. – 6 окт. – С. 3.
Андреев Н. Дорога в оперу // Ленинское знамя. – 1971. – 19 июня.
Комяков Д. Полвека в оперетте // Новая жизнь [Усманский район]. – 1991. – 11 июня. – С. 4.
Справочные материалы
Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 337.
Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 166.
Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750-1917 : словарь / А. М. Пружанский. – М., 1991. – Ч. 1. - С. 148-149.
Славные имена земли липецкой : биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деят. искусства. – Липецк, 2007. – С. 365.
Гордость земли Усманской : крат. биогр. знат. людей, прославивших отчий край. – Усмань, 2003. – С. 42.
Деятели искусства : биобиблиогр. указ. – Воронеж, 1982. – С. 35-36.
Советские художественные фильмы : аннотир. каталог. – М., 1961. – Т. 3. – С. 289.
Интернет-ресурсы
Липецкий край: территория кино : [Днепров Митрофан Иванович] [Электронный ресурс] / Липец. ОУНБ ; Е.В. Гончарова // Липецкая областная универсальная научная библиотека : сайт. – Режим доступа : https://lib48.ru/kray/kultura/dneprov-mitrofan-ivanovich-1981-1966. – 24.04.2019.
Днепров Митрофан Иванович [Электронный ресурс] // Кино-Театр.Ру. – Режим доступа : https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/sov/278726/bio/. – 24.04.2019.