Чепкин Виктор Михайлович

Чепкин Виктор Михайлович

(1933–2016)

Конструктор авиационных двигателей для военных самолетов В. М. Чепкин родился 20 сентября 1933 года в Покрово-Казацкой слободе (ныне входит в черту г. Лебедяни). После окончания в 1957 году Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе работал в Пермском моторостроительном Конструкторском бюро.

В 1968 году Виктор Михайлович – ведущий конструктор, с 1972 года – первый заместитель главного конструктора, с 1982 года – главный конструктор – первый заместитель генерального конструктора П. А. Соловьева. Он принимал участие в создании турбореактивных двигателей для самолетов гражданской авиации, которые до настоящего времени широко применяются на самолетах Ил-76, Ту-154М. За создание двигателя Д-30КП для самолета Ил-76 Виктор Михайлович был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В. М. Чепкин был главным конструктором двухконтурного турбореактивного двигателя Д-30Ф6 для сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31, за что получил Ленинскую премию.

В 1983 году Виктор Михайлович был назначен заместителем министра авиационной промышленности СССР по вопросам двигателестроения. В 1984–2001 годах В. М. Чепкин – генеральный конструктор и генеральный директор НПО «Сатурн» им. А. М. Люльки.

Под его руководством были завершены конструкторско-доводочные работы и проведены государственные испытания турбореактивного двигателя 4-го поколения АЛ-31Ф для истребителя Су-27 и его последующих модификаций. Он же был непосредственным руководителем работ по двигателю АЛ-31ФП, который позволил самолетам Су-30МКИ и Су-35 в режиме сверхманевренности выполнять фигуры высшего пилотажа. С 1985 года Виктор Михайлович возглавил работы по созданию турбореактивного двигателя пятого поколения Ал-41Ф.

В. М. Чепкин принимал участие во многих проектах, в т.ч. Д-30Ф6 для истребителя-перехватчика МиГ-31, на котором установлено 6 мировых рекордов скорости и высоты полета. Его модификация также была установлена на самолет С-37 «Беркут» ОКБ Сухого. Это и РТВД-14 для космического самолета «Буран», и турбопривод ТП-22 для ракетного комплекса «Энергия», двигатель для малой авиации АЛ-55И, АЛ-31ФН для китайского самолета FX, АЛ-31ФП для самолета Су-30МКИ, единственный двигатель 5-го поколения АЛ-41Ф для самолета ОКБ им. А. И. Микояна 1.44. Коллективом, возглавляемым В. М. Чепкиным, был создан газотурбинный двигатель АЛ-31СТ для газоперекачивающих компрессорных станций по заказу ОАО «Газпром», который успешно эксплуатируется с 1996 года.

В. М. Чепкин – автор более 200 научных трудов, 91 патента на изобретения. Доктор технических наук (1986), профессор (1993), лауреат Ленинской премии (1981). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1976) и орденом Почета (2003). В 1999 году первым из российских ученыx он был удостоен премии Международного общества по воздушно-реактивным двигателям (ISOABE).

В. М. Чепкин был действительным членом Российской инженерной академии, Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, Академии авиации и космонавтики, Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, членом-корреспондентом американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA), а также членом Лебедянского землячества.

Умер В. М. Чепкин 3 июня 2016 года в Москве.

Произведения автора

Андреев А. АО «Люлька-Сатурн» – лидер мирового авиадвигателестроения / А. Андреев, В. Чепкин // Российские аэрокосмические новости. – 1997. – Т. 2, № 3. – С. 16-18. – Режим доступа : http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/ross-aero-nov/1997/3-lulka.html.- 27.09.2016.
Открытое акционерное общество «А. Люлька-Сатурн» / В. М. Чепкин // Вестник Московского авиационного института. – 2000. – Т. 7 , № 1. – С. 68-73.
Андреев А. В. Вибрационное горение в форсажных камерах турбореактивных двигателей / А. В. Андреев, В. А. Лебедев, В. М. Чепкин. – Рыбинск : РГАТА, 2002. – 101 с. : ил.
От первого отечественного ТРД до современного двигателя пятого поколения / В. М. Чепкин, Е. Ю. Марчуков // Вестник Московского авиационного института. – 2005. – Т. 12, № 2. – С. 105-111.
Кто владеет информацией, тот владеет миром / В.М. Чепкин // Газотурбинные технологии : специализир. информ.-аналит. журнал. – 2005. – № 7.

Литература о жизни и творчестве

Кузьмина Л. М. Неизвестный Люлька: «пламенные сердца» гения / Л. М. Кузьмина. – М. : Яуза; Эксмо, 2007. – 115 с.
Кривошеин Н. Слово о главном конструкторе // Лебедянские вести [Лебедянский район]. – 2012. – 7 июля. – С. 3, 4.
Виктор Михайлович Чепкин // Крылья Родины. – 2013. – № 7-8. – С. 112-113 : портр.
Татарова К. Он был талантлив во всём : (о Викторе Михайловиче Чепкине) // Крылья Родины. – 2016. – № 7-8.

Интернет-ресурсы

Чепкин В. М. Актуальность опыта создания бестселлера Ал-31 : у России есть все шансы создать лучший в мире перспективный истребитель пятого поколения : [беседа с В. М. Чепкиным] / записал В. Удманцев [Электронный ресурс] // АвиаПорт : сайт. – Режим доступа : http://www.aviaport.ru/digest/2007/08/08/125822.html.- 27.09.2016.
Виктор Чепкин. Преображённый народ преобразует Россию! / записал А. Проханов [Электронный ресурс] // Завтра. – 2009. – 13 мая. – С. 3. – Режим доступа : http://www.x-libri.ru/elib/prohn000/00000100.htm#a34.- 27.09.2016.
Виктор Чепкин: «Задача конструктора – видеть будущее» / беседовал Е. Соловьев [Электронный ресурс] // Северный край: Ярославская областная ежедневная газета : сайт. – Режим доступа : http://www.sevkray.ru/news/2/39638/.- 27.09.2016.
Хлуднев Е. 35 лет на страже воздушных рубежей [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/AiKOut10/MiG31Y35/MiG31Y35001.htm.- 27.09.2016.