Архангельский Борис Евграфович
(1908–1980)
Конструктор танков и тракторов Б. Е. Архангельский родился 24 марта (6 апреля) 1908 года в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного инженера. Отца вскоре направили на работу в Томск. Туда же переехала и вся семья. Отец Евграф Иллариевич Архангельский был старшим ревизором управления Томской железной дороги. Борис Евграфович в автобиографии писал об отце: «Отец инженер с 1906 по 1935 год работал на железной дороге, в 1935 году умер». Мать была домашней хозяйкой, жила с дочерьми в Москве.
Детство Бориса Архангельского прошло в Кушве, а затем в Томске, по месту работы отца. В 1925 году после окончания семилетки Борис поступил в Томский политехникум имени К. А. Тимирязева на специальность «землеустроитель». Параллельно учился в музыкальном училище и в течение 4 лет работал пианистом в ансамбле киноклуба Томского военного госпиталя. И все же молодого человека больше привлекала техника.
В 1926 году он поступил в Томский технологический институт, преобразованный в дальнейшем в Сибирский механический институт (ныне Томский политехнический университет). После его окончания в ноябре 1931 года ему была присвоена квалификация инженера-механика по специальности «двигатели внутреннего сгорания». В том же году юноша одновременно окончил Томский музыкальный техникум по классу рояля, и, как талантливый пианист, получил направление в консерваторию. Но от карьеры пианиста вынужден был отказаться из-за проблем с руками.
С декабря 1931 года по февраль 1942-го Б. Е. Архангельский трудился на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Вначале был инженером-конструктором, затем заместителем начальника КБ по моторам и шасси. Руководил доработкой узлов тракторов C-60, С-65, артиллерийского тягача C-2. В связи с приказом наркома среднего машиностроения И. А. Лихачёва «Об организации производства танков KB на ЧТЗ имени Сталина» (20.06.1940 г.) Борис Евграфович 11 июля 1940 года назначен начальником конструкторского подотдела № 3 по танкостроению на ЧТЗ. С сентября 1940 года танковый конструкторский подотдел переименовали в СКБ-3. Должность главного конструктора бюро занял Борис Архангельский. С августа 1941 года он стал заместителем главного конструктора СКБ-3 Н. Л. Духова. Б. Е. Архангельский много сделал по доработке технологичности деталей и узлов танка КБ-1, был одним из руководителей изготовления первого тяжелого танка КВ-2.. За организацию выпуска уральского танка KB Борис Евграфович получил от наркома в награду наручные часы.
В феврале 1942 года Б. Е. Архангельский направлен на строительство Самаркандского тракторного завода в качестве главного конструктора. После реорганизации этого предприятия в завод тракторных запчастей «Красный двигатель» с августа 1943 года работал начальником отдела технического контроля.
В 1943 году, когда в ходе Великой Отечественной войны наступил перелом, у государства появилась возможность выделить средства на восстановление и развитие тракторной промышленности. 6 марта 1943 года в Липецк прибыл уполномоченный Наркомата среднего машиностроения т. Козорезов и сообщил о том, что на базе литейно-механического завода «Станкострой» по решению правительства необходимо организовать тракторное производство. С декабря 1941 года на «Станкострое», возведенном в 1932–1936 годы в нынешнем районе Тракторный, отливали корпусы ручных гранат, мин и снарядов, окопные печки, котлы для солдатских кухонь, а главное, производили ремонт боевой техники, доставляемой с фронта. В конце марта — начале апреля 1943 года на базе «Станкостроя» начались строительно-монтажные работы по сооружению цехов Липецкого тракторного завода (ЛТЗ), которому предписывалось создать новый гусеничный трактор средней мощности.
6 мая 1943 года Б. Е. Архангельский назначен главным конструктором Липецкого тракторного завода. Под его руководством 11 сотрудников конструкторского бюро за короткое время создали новую модель трактора. 1 июня 1944 года собран первый липецкий гусеничный трактор — «Кировец-35» с карбюраторным двигателем. В декабре 1944 года 25 таких машин были отправлены в совхозы винодельческой промышленности Крыма и Северного Кавказа.
Готовая продукция ЛТЗ. 1946. Фото И.А.Нарциссов. Государственный архив Липецкой области |
А перед главным конструктором встала новая задача — освоить производство дизельных машин. С 1944 года впервые в стране на Липецком тракторном заводе началась разработка пропашного гусеничного трактора КД-35 («Кировец Д-35») с дизельным двигателем, а уже с июля 1947 года здесь наладили серийный выпуск. Главный конструктор Б. Е. Архангельский был удостоен Сталинской премии первой степени (1947) за создание конструкции гусеничного трактора КД-35 («Кировец Д-35»), оказавшейся настолько удачной, что основные его узлы производились в СССР до 1973 года. К моменту снятия КД-35 с производства в 1960 году завод выпустил 113 600 таких тракторов. Они успешно использовались не только на сельскохозяйственных работах, но и с апреля 1954 года впервые применялись на дрейфующих станциях «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4».
В 1967 году трактор КД-35, выпущенный Липецким тракторным заводом, был установлен на почетном пьедестале в районе Балаклавы (Севастополь) в Крыму работниками совхоза «Золотая Балка» (ныне агрофирма).
Пропашной трактор КД-35, памятник у въезда на 1-е отделение совхоза «Золотая Балка», 1975 г. |
С 1947 года на базе трактора КД-35 конструкторы ЛТЗ во главе с Б. Е. Архангельским разрабатывают новый тип гусеничного пропашного трактора, способного вести междурядную обработку посевов технических культур. В мае 1948 года собран первый трактор, названный КДП-35. В октябре и ноябре 1950 года была изготовлена первая партия тракторов КДП-35 в количестве 150 машин. Трактор помог решить одну из важнейших задач сельского хозяйства — механизацию возделывания сахарной свеклы.
Однако трактор КДП-35 имел серьезные недостатки, особенно в ходовой части, поэтому с 1958 по 1961 год взамен трактора КДП-35 на ЛТЗ стали выпускать улучшенный вариант гусеничного пропашного трактора Т-38, а после модернизации с 1962 по 1973 год — Т-38М. 14 октября 1969 года с конвейера ЛТЗ сошел 100-тысячный трактор Т-38М. Он был установлен на железобетонном постаменте при въезде на территорию поселка Тракторостроителей.
В 1958 году создан колесный трактор Т-25, который с 1960 года, после государственных испытаний и доводки, пошел в серийное производство под маркой Т-30. Одновременно заводом продолжалось дальнейшее улучшение конструкции колесных тракторов. На базе трактора Т-30 был создан трактор Т-35.
В 1962 году ЛТЗ начал производство колесного трактора Т-40, который по результатам испытаний 1970 года оказался одним из лучших по надежности среди тракторов, выпускаемых предприятиями стран — членов СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В конце 1964 года с конвейера сошли первые колесные тракторы Т-40А, отличавшиеся простотой конструкции, доступной ценой и высокой надежностью. В 1966 году на Московской международной выставке «Современные сельскохозяйственные машины и оборудование» и в 1967 году на весенней Лейпцигской международной ярмарке трактор Т-40А был удостоен золотых медалей.
Все основные модели липецких тракторов спроектированы Б. Е. Архангельским. Им были созданы опытные образцы более пятидесяти моделей тракторов. В 1962 году конструкторы под руководством Б. Е. Архангельского разработали принципиально новую компоновочную схему, которую сейчас называют интегральной. Впервые в мире была создана конструкция трактора Т-5, который объединил в себе все положительные качества тракторов традиционной схемы и самоходных шасси.
В течение 25 лет конструкторский коллектив, возглавляемый Б. Е. Архангельским, создавал сельскохозяйственные машины, опережающие мировой уровень по важнейшим технологическим параметрам. При его непосредственном участии и под его руководством на Липецком тракторном заводе выросла целая плеяда высококвалифицированных конструкторов по различным направлениям тракторостроения. Его учениками были К. Н. Виноградов, А. С. Дурманов, А. П. Дяйчин, В. Т. Ерошенко, Д. И. Кравец, Л. Н. Кранцов, В. И. Чунихин и многие другие.
В 1970 году Б. Е. Архангельский передал руководство конструкторским бюро К. Н. Виноградову, но до выхода на пенсию 15 июня 1976 года продолжал работать в отделе главного конструктора.
Б. Е. Архангельский — лауреат Сталинской премии первой степени (1947). Дважды награжден орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1955 году награжден Большой серебряной медалью как участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1954) и серебряной медалью в 1968 году как участник Выставки достижений народного хозяйства СССР (1967).
Умер Б. Е. Архангельский 13 июля 1980 года, похоронен в г. Липецке.
Публикации Б. Е. Архангельского
Трактор ЧТЗ «Сталинец-65» (с дизелем) : описание конструкции, управление, уход / Б. Е. Архангельский, В. Т. Ломоносов, А. А. Никифоров, В. И. Щербина ; под редакцией И. Я. Нестеровского. – Москва : Сельхозгиз, 1938. – 463 с. : ил., черт.
Трактор ЧТЗ «Сталинец-65» (с дизелем) : описание конструкции, управление, уход / Челябинский тракторный завод им. Сталина ; Б. Е. Архангельский, В. Т. Ломоносов, А. А. Никифоров, В. И. Щербина. – Москва : Каталогиздат, 1939. – 472 с. : ил., черт.
Новый трактор отечественной конструкции : [о тракторе «Кировец Д-35»] / Б. Е. Архангельский // Кировец. – 1947. – 14 июня. – С. 1.
Трактор КД-35 / Липецкий тракторный завод ; Б. Е. Архангельский, А. С. Балаев, Г. А. Сенкевич. – Москва : Сельхозгиз, 1951. – 576 с. : ил., черт.
Продлить жизнь отечественного трактора / Б. Е. Архангельский // Кировец. – 1952. – 27 сент. – С. 2.
Тракторы КД-35 и КДП-35 / Б. Е. Архангельский, А. С. Балаев, Г. А. Сенкевич ; под редакцией А. Е. Изотова. – 2-е изд., [доп. и перераб.]. – Москва : Сельхозгиз, 1953. – 544 с. : ил., черт.
Тракторы КД-35 и КДП-35 / Б. Е. Архангельский, А. С. Балаев, Г. А. Сенкевич ; под редакцией А. Е. Изотова. – 3-е изд. – Москва : Сельхозгиз, 1954. – 552 с. : ил.
Балаев А. С. Двигатель Д-38 / А. С. Балаев, Б. Е. Архангельский, Г. А. Сенкевич. – Москва : Сельхозгиз, 1957. – 224 с. : ил., черт.
Руководство по трактору КДП-35 / Б. Е. Архангельский, А. С. Балаев, Г. А. Сенкевич. – Москва : Сельхозгиз, 1957. – 360 с. : ил.
Руководство по трактору КДП-35 / Б. Е. Архангельский, А. С. Балаев, Г. А. Сенкевич. – 2-е изд., доп. – Москва : Сельхозгиз, 1958. – 399 с. : ил.
Наш колесный выдержал экзамен : [о колесном тракторе Т-40] / Б. Е. Архангельский // Кировец. – 1961. – 11 окт. – С. 3.
Трактор Т-40 / Б. Е. Архангельский, А. С. Балаев, К. Н. Виноградов [и др.]. – Москва : Колос, 1964. – 232 с. : ил.
Тракторостроение в центре России : (к 25-летию со дня организации Липецкого тракторного завода) / подготовили В. П. Антонов, Б. Е. Архангельский, В. И. Еременко [и др.]. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1968. – 60 с. : ил.
Конструкторы – Первомаю : [ о тракторе Т-50 и Т-50А] / Б. Е. Архангельский // Кировец. – 1968. – 1 мая. – С. 3.
Тракторы Т-40 и Т-40А / Б. Е. Архангельский, К. Н. Виноградов, Л. Н. Кранцов [и др.]. – 2-е изд., перераб. – Москва : Колос, 1970. – 208 с. : ил.
Литература о жизни и творчестве
Б. Е. Архангельский – лауреат Ленинской премии // Кировец. – 1947. – 10 июня. – С. 1.
Награждение участников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки : [в т. ч. Б. Е. Архангельский – Большой серебряной медалью] // Ленинское знамя. – 1955. – 15 марта. – С. 2.
Награда за новую технику : [о награждении Серебряной медалью в 1968 году за участие в Выставке достижений народного хозяйства СССР (1967), за разработку конструкции и внедрении в серийное производство колесного универсально-пропашного трактора Т-40А] // Кировец. – 1968. – 27 авг. – С. 1.
Захаров М. Путь инженера / М. Захаров // Кировец. – 1968. – 23 марта. – С. 1, 4.
Михайлов З. В прифронтовой полосе : [история стр-ва, эвакуации и послевоен. развития Липец. трактор. з-да, в т. ч. о Б. Е. Архангельском] / З. Михайлов // Ради жизни на земле : очерки о героизме наших земляков в годы Отечественной войны / составитель Л. И. Суслов. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1970. – С. 333–339.
Чернов В. М. Люди твердой закалки : из истории Липецкого тракторного завода им. XXIII съезда КПСС / В. М. Чернов. – Воронеж : Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1974. – 248 с.: ил. – Из содерж.: Б. Е. Архангельский. – С. 157–159.
Борис Евграфович Архангельский : [некролог] // Кировец. – 1980. – 15 июля. – С. 4. : портр.
Чернов В. М. Полвека в пути : из истории Липецкого тракторного завода / В. М. Чернов. – [2-е изд., перераб. и доп.]. – Воронеж, Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1987. – 238, [1] с. : ил.
Золотарев В. Отец интегральника : исполнилось сто лет со дня рождения первого главного конструктора липецкого трактора / В. Золотарев // Липецкая газета. – 2008. – 17 мая. – С. 6.
Таким мы его помним : еще несколько слов о главном конструкторе нашего трактора : [воспоминания бывш. конструкторов ЛТЗ о Б.Е. Архангельском] / А. Дурманов, М. Василенко, С. Илигорский, А. Кукуева // Липецкая газета. – 2008. – 7 июня. – С. 6.
Дурманов А. С. История создания тракторов ЛТЗ интегральной схемы / А. С. Дурманов. – Липецк, 2012. – 129 с. : ил. – Из содерж.: Краткая информация о конструкторах-разработчиках тракторов ЛТЗ интегральной схемы. – С. 5–10.
Дурманов А. С. Далекое прошлое и недавнее будущее... : из истории создания тракторов интегральной схемы в России / А. С. Дурманов. – Липецк, 2014. – 304 с. : ил. – Из содерж.: О конструкторах-разработчиках тракторов ЛТЗ интегральной схемы. – С. 44–53.
Нутельс Г. Шедевры концептуального искусства / Г. Нутельс. – 2-е изд., перераб. и доп. – Черноголовка, 2022. – Ч. 1. – 391,[3] с. : ил. – Из содерж.: Липецкий тракторный завод. – С. 226–233 ; Борис Архангельский. – С. 229 : портр.
Справочные материалы
Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 53, 54.
Интернет-ресурсы
Липецкий тракторный завод в годы Великой Отечественной войны : [личные документы Архангельского Бориса Евграфовича: личный листок по учету кадров, анкета, автобиография, характеристика и т. д.]. – Текст : электронный // Государственный архив новейшей истории и документов по личному составу Липецкой области : сайт. – URL: https://arhivls.ru/fotovystavki.php?ELEMENT_ID=119 (дата обращения: 04.04.2024).
«Кадры решают все». Люди Липецкого тракторного завода : [ в т. ч. о Б. Е. Архангельском]. – Текст : электронный // Липецкая областная универсальная научная библиотека : [страница ВКонтакте]. – 8 апреля 2022. – URL: https://vk.com/@lib48ru-kadry-reshaut-vse-ludi-lipeckogo-traktornogo-zavoda (дата обращения: 04.04.2024).
Гагин В. В. Начало производства танков КВ на Челябинском тракторном заводе / В. В. Гагин. – Текст : электронный // Заводоуковский краеведческий музей : сайт. – Раздел сайта «Краеведческая конференция «Наше наследие». – URL:
http://zkm-nasledie.ru/blog-nashe-nasledie/2906-nachalo-proizvodstva-tankov-kv-na-chelyabinskom-traktornom-zavode.html (дата обращения: 04.04.2024).
Архангельский Борис Евграфович (1906–1980). – Текст : электронный // Семейные истории : сайт. – URL: http://www.famhist.ru/famhist/tanki/0000b20d.htm (дата обращения: 04.04.2024).
Первый танк КВ вышел с ЧТЗ: конец 1941 года : [ в т. ч. о Б.Е. Архангельском]. – Текст : электронный // Семейные истории : сайт. – URL: http://www.famhist.ru/famhist/tanki/0007ec8a.htm#0000b20d.htm (дата обращения: 04.04.2024).
СКБ-2 – ГСКБ-2 (Головное специализированное конструкторское бюро ЧТЗ) : [ в т.ч. о Б. Е. Архангельском]. – Текст : электронный // Семейные истории : сайт. – URL: http://www.famhist.ru/famhist/tanki/0009757f.htm#0000b20d.htm (дата обращения: 04.04.2024).
Танковый отдел ЧТЗ, меры по наращиванию темпов производства : [ в т. ч. о Б. Е. Архангельском]. – Текст : электронный // Семейные истории : сайт. – URL: http://www.famhist.ru/famhist/tanki/000b08c4.htm#0000b20d.htm (дата обращения: 04.04.2024).
Тракторы Липецкого тракторного завода. – Текст : электронный // TechStory.ru : сайт о механических экскаваторах, старой строительной авто-и железнодорожной технике. – URL: http://www.techstory.ru/trr_foto/trr_ltz.htm (дата обращения: 04.04.2024).