Дорохин Николай Иванович
(1905–1953)
Актер Н. И. Дорохин родился 18 мая 1905 г. в Луганске (по другим сведениям в Ельце). Принимал активное участие в самодеятельных спектаклях и концертах, занимался в драматическом кружке железнодорожников. В 1922 году Николай Дорохин был замечен режиссером Елецкого городского театра и принят в театральную труппу.
После окончания Елецкой девятилетней школы в 1924 году он поступил в театральный техникум им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС) в Москве. Вдова Н. И. Дорохина С. С. Пилявская так писала об этом периоде его жизни в своих мемуарах «Грустная книга»: «Биография моего мужа для того времени была довольно обычной. Из родительского дома в Ельце он почти убежал в Москву – «в артисты». Было это осенью 1923 года. Подал заявление и документы одновременно на медицинский факультет и в театральное училище, которое впоследствии преобразовалось в Государственный институт театрального искусства имени Луначарского. На медицинский факультет был принят в силу крестьянского происхождения, а учиться пошел в театральное. Первый учебный год ночевал на Курском вокзале и возил тачки с кирпичом на стройке Центрального телеграфа. За учение брали плату – хотя и немного, но деньги надо было заработать. В следующем году он переписывал у какого-то нэпмана приходно-расходные книги и ночевал в хозяйском чулане, а на третий год за аккуратность и хороший почерк ему разрешили жить в ванной, которой нельзя было пользоваться».
В 1927 году Н. И. Дорохин был зачислен в труппу Московского Художественного академического театра, где и служил до конца жизни. С. С. Пилявская вспоминала: «Мой муж, Николай Иванович Дорохин, в Художественный театр был принят в 1927 году. Очень скоро он выделился в народных сценах. Например, в «Растратчиках» он пел под собственный аккомпанемент смешные куплеты, которые сам и сочинил. И Константин Сергеевич оставил этот эпизод в спектакле. Через некоторое время Владимир Иванович поручил ему центральную роль в спектакле «Наша молодость», дублерство Грибову в «Квадратуре круга» и центральную роль в «Чудесном сплаве»... Даже в таких идеально поставленных народных сценах, как, например, в «Бронепоезде 14–69» – «На колокольне» или в «Днях Турбиных» – «Юнкера в гимназии» Дорохин и Грибков выделялись смелой характерностью: они оба не боялись быть смешными… В письме Станиславскому от 18.06.1930 года Немирович-Данченко назвал Дорохина «талантом чистой воды»… Дорохин был очень музыкален, играл по слуху на рояле, гитаре, даже на скрипке, и особенно хорошо на «ливенке»… Стало известно, что летом 1937 года Художественный театр едет в Париж на Всемирную выставку… было решено везти три спектакля: «Анна Каренина», «Враги» и «Любовь Яровая». Сразу же начались перестановки и замены. Мой муж, Николай Иванович Дорохин, в это время снимался у братьев Васильевых в фильме «Волочаевские дни», съемки проходили в Ленинграде и под Лугой. Владимир Иванович срочно назначил его на роль Грекова во «Врагах» вместо актера Малеева. Братья Васильевы не очень хотели отпускать Дорохина со съемок».
Созданные Н. И. Дорохиным образы запоминались простотой, свежестью сценических красок, народным юмором: Андронов («Блокада» Вс. В. Иванова), купчик Вася («Таланты и поклонники» А. Н. Островского), Степа и Бублик («Платон Кречет» А. Е. Корнейчука), большевик Рябинин («Достигаев и другие» М. Горького), старший лейтенант Веретенников («Офицер флота» А. А. Крона), Федотик («Три сестры») и Епиходов («Вишневый сад») А. П. Чехова, шофер Минутка («Победители» Б.Ф. Чиркова), Ванин («Дни и ночи» К. М. Симонова), матрос Швандя («Любовь Яровая» К. Тренева) и другие.
В кино Н. И. Дорохин дебютировал в 1925 году в фильме А. Дмитриева «Сигнал» (эпизодическая роль). Первая крупная роль – большевик Петр Захаркин («Последняя ночь» (1937), реж. Ю. Райзман), затем партизан Андрей («Волочаевские дни» (1938), реж. Г. и С. Васильевы), авиаконструктор Александр Николаевич Кочин («Ошибка инженера Кочина» (1939), реж. А. Мачерет), пекарь Осип Шатунов («Мои университеты» (1940), реж. М. Донской), первопечатник Иван Федоров (в одноименном фильме (1941), реж. Г. Левкоев), председатель колхоза Бережной («Драгоценные зерна» (1948), реж. И. Хейфиц) и другие. Более подробно о работах Н. И. Дорохина в кино см. «Липецкий край: территория кино».
Из воспоминаний С. С. Пилявской: «Для Николая Ивановича Дорохина 1940 год был счастливым. К тому времени он снялся в нескольких кинофильмах: впервые в центральной роли в фильме Райзмана «Последняя ночь» по сценарию Габриловича, потом были «Волочаевские дни» у братьев Васильевых, «Ошибка инженера Кочина», где он был партнером Любови Орловой… В большой группе деятелей кино, награжденных Сталинскими премиями [1941 г.], оказался и он. В ту пору это была высокая честь. Председателем комитета по Сталинским премиям тогда был Владимир Иванович Немирович-Данченко. Вручая мужу медаль и диплом, он тихонько сказал несколько слов. Корреспонденты все допытывались, о чем шептал Немирович-Данченко, но так и не узнали, а сказано было вот что: «Помните, что театр – это жена, а кинематограф – любовница». Владимир Иванович очень хорошо относился к Николаю Ивановичу».
В 1941 году «… в один из дней на имя мужа пришла повестка из военкомата, – вспоминала С. С. Пилявская, – я растерялась – с его-то больным сердцем! Мы с Николаем Ивановичем пошли в Мосторг покупать рюкзак и еще что-то нужное… рядом с нами вдруг остановилась машина, и мы увидели Фадеева. «Куда это вы? Подвезу». Я рассказала. Александр Александрович стал оглядываться, увидел будку автомата и быстро пошел к ней. Он что-то говорил довольно резко, потом, подойдя к нам, сказал: «Вот путаники, а кто же будет играть для фронта? Идите, никакого «сидора» вам не надо. Ну, я поехал». Вот такой был Фадеев. На следующий день мужу выдали бронь».
В годы Великой Отечественной войны Н. И. Дорохин возглавлял одну из фронтовых бригад МХАТа, много выступал в воинских частях. С. С. Пилявская так пишет об этом: «В начале августа Художественный театр стал формировать бригаду на фронт. В ее состав вошли Тарасова, Зуева, Георгиевская, Калиновская, Ершов, Сухарев, наш штатный гитарист Алексей Кузнецов, певцы вокальной части театра. Бригадиром этой группы, как и всех последующих, был Дорохин. Программу бригады составили отрывки из произведений Горького – «На дне», «Мать», сцены из пьесы Чехова «Три сестры», отрывки из романа «Анна Каренина» Льва Толстого, из произведений Островского, стихи Маяковского, Твардовского и, конечно, Пушкина. Музыкальная часть была представлена произведениями Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и русскими народными песнями. Специально для бригады был сшит маленький занавес с «Чайкой», который служил до конца войны. Программа была составлена из двух отделений. Предвидя различные условия для концерта, разработали варианты выступлений продолжительностью от сорока минут до двух часов. Было решено, что, помимо театральных, у всех должны быть и парадные костюмы – вечерние платья у женщин, а у мужчин черные костюмы и крахмальные сорочки, как для Колонного зала в Москве… В феврале [1943 г.] Художественный театр послал две бригады, одну на Карельский фронт (ее бригадиром был Дорохин) и другую, почти одновременно, – на Западный фронт, но на более короткий срок, в нее входили Тарасова, Ершов, Добронравов, Раевский и несколько других артистов. Бригадиром был Раевский... Как-то само собой получилось, что возглавлял бригаду всегда Дорохин, хоть был он тогда и ниже по рангу, и моложе своих маститых товарищей. Увидев его впервые в этой роли, я, помню, удивилась его спокойной уверенности, умению контактировать с военным начальством. Подчиняясь приказам, он умел деликатно, но твердо настоять на своем, заботясь о «подопечных» артистах. Его выступления, читал ли он «Василия Теркина», играл ли сцену из Островского с Анастасией Платоновной Зуевой, рассказывал ли бойцам о Художественном театре, неизменно тепло принимались фронтовой аудиторией. Дорохин был для бойцов свой, близкий, понятный, чем-то и сам немного похожий на Теркина. В моменты острые, опасные, а это часто случалось на фронте, он всегда сохранял спокойствие, был собран, но императивен, и не оттого, что был каким-то особенно храбрым, а, мне думается, от чувства большой ответственности за порученное ему дело. И конечно, чувство юмора, присущее настоящим артистам, помогало ему в трудные минуты. Спектакли, репетиции, шефские концерты. Мы обслуживали войска Московского гарнизона и госпитали. За 1943 год Художественный театр высылал на разные фронты четыре бригады, и в трех из них участвовал Дорохин… Анастасия Платоновна Зуева и Николай Иванович Дорохин в апреле 1945 года, после премьеры «Офицеров флота», отправились в свою одиннадцатую поездку с фронтовой бригадой. Она была сборной: певцы и музыканты, артисты балета Большого театра, лучшие солисты филармонии. Ехали они поездом через границу до Германии, поездка была длительной...».
Позже Н. И. Дорохин написал воспоминания «По дорогам войны» (1950), рассказывающей о работе одной из бригад артистов МХАТа на фронтах Великой Отечественной. Один из экземпляров этой книги с дарственной надписью хранится в Елецком краеведческом музее.
Николай Иванович преподавал в актерской студии при киностудии «Мосфильм» (1935-1937), Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИКе) (1950-1953), школе-студии при МХАТе.
Заслуженный артист РСФСР (1938), Народный артист РСФСР (1948). Лауреат Сталинских премий: 1941 года (за роль Петра Захаркина в фильме «Последняя ночь», реж. Ю. Райзман (1936) и 1947 года (за роль шофёра Минутки в спектакле «Победители» МХАТа им. М. Горького). Награжден орденами «Знак Почета» (1938), Трудового Красного Знамени (1948) и медалями.
Его женой была актриса МХАТа Софья Аделаида Антуанетта Станиславовна Пилявская (1911–2000) – полька, дворянка, ученица К. С. Станиславского, народная артистка СССР. Они познакомились во МХАТе и в 1933 году поженились. С. С. Пилявская вспоминала об этом: «Надо сказать, что мое знакомство с Николаем Дорохиным было для моих товарищей смешным, а у меня вызвало недоумение. Когда нас познакомила певица вокальной части театра, с которой мы жили в одном дворе, к нам тут же кто-то подошел, и вдруг Дорохин меня представил: «Познакомься – моя жена!» Очень я была удивлена такой шуткой. Кругом засмеялись. …Я всю мою жизнь в неоплатном долгу перед мужем. Сколько же ему пришлось претерпеть из-за того, что я стала дочерью «врага народа»! Первый сильный сердечный приступ, а по-теперешнему – инфаркт, случился у Николая Ивановича летом 1938 года, а было ему всего тридцать три».
В 1937 году отца Софьи Станиславовны, Станислава Станиславовича Пилявского, который был председателем специальной коллегии Верховного суда СССР, арестовали, обвинив в сотрудничестве с иностранными разведками, и 25 ноября 1937 года расстреляли на Лубянке. Дочь врага народа от неминуемой гибели спас К. С. Станиславский, отказавшись визировать заявление об уходе из театра, которое С. С. Пилявскую в срочном порядке заставили написать в дирекции МХАТа.
Тогда же стали приходить Н. И. Дорохину повестки из НКВД. Завербовать его не получилось, заставить отказаться от жены не удалось. По воспоминаниям С. С. Пилявской: «Шла вторая половина сезона 1943/1944 года, когда муж получил повестку явиться в одно из отделений НКВД (оно находилось на углу Петровки и переулка с нашим филиалом). Был уже седьмой час, когда из дверей вышел муж. Он был серого цвета… Муж рассказал мне, что его вынуждали к «сотрудничеству». Сперва вежливо, потом все настойчивей, с намеками – «не выпустим». Физически его не трогали, но к концу «беседы», когда поняли, что он не согласится, не выбирая выражений, срываясь на крик, смешивая матерные слова с угрозами, стуча кулаками по столу, выгнали. Ночью у мужа случился сердечный приступ, но, слава Богу, обошлось. Сколько же мы натерпелись унижений и страхов! А ведь Николай Иванович и знаком-то был с моим отцом очень мало. И надежды на защиту, на помощь у нас не было, разве только Александр Александрович Фадеев».
Второй инфаркт случился у Н. И. Дорохина в 1948 году. В 1953 году он был назначен заведовать труппой. С. С. Пилявская вспоминала: «…Я очень его отговаривала, боясь такой нервной нагрузки, но аргумент был такой: «Что ж, я совсем инвалид? Ни сниматься, ни играть?» Я подчинилась, а тут еще и Кедров занял его в роли солдата в пьесе «Залп «Авроры» – роль активная, даже шумная… К концу 1953 года выпускали «Залп «Авроры». 30 декабря Дорохин должен был играть в этом новом спектакле… 31 декабря встречать Новый год мы, как обычно, были приглашены к Ольге Леонардовне...».
Н. И. Дорохин умер 31 декабря 1953 года за 20 минут до полуночи в квартире О. Л. Книппер-Чеховой. «… заведенные мужем часы с боем остановились в момент его смерти – в тридцать две минуты двенадцатого. 2 января была заочная панихида в Брюсовской церкви. Несмотря на поздний час, народу было много. Меня подвели к стайке студенток третьего курса Школы-студии, где преподавал Дорохин. Там были Галина Волчек, Мила Иванова, Аня Горюнова… Все они проявили ко мне трогательное внимание. Я и сейчас это помню и благодарна им, а Галина Борисовна Волчек и теперь, достигнув большой высоты, всегда называет Николая Ивановича Дорохина своим учителем… Панихида в театре была очень многолюдной. Из выступавших помню Юлия Яковлевича Райзмана – он очень хорошо говорил. Помню Александра Николаевича Вертинского. Подходя к гробу, он осенил себя широким крестом… Приехали на панихиду Ольга Леонардовна и Софья Ивановна. Было много венков. Был венок и от художника Николая Николаевича Жукова – они с мужем учились в одном классе Елецкой гимназии».
Похоронен Н. И. Дорохин в Москве на Новодевичьем кладбище.
Произведения автора
По дорогам войны: артисты МХАТ на фронте / Н. Дорохин. – М. : Искусство, 1950. – 116 с. : ил.
Чехов А. П. Предложение : шутка в 1 д. / [реж. заметки нар. артиста РСФСР Н. Дорохина]. – М. : Искусство, 1951. – 32 с. – (Одноактные пьесы).
Наш зритель вступил в бой / Н. И. Дорохин // Своим оружием / сост. И. Лупало. – М. : Госполитиздат, 1961. – С. 235–241.
Литература о жизни и деятельности
Золотов Д. Путь на большую сцену // Ленинское знамя. – 1968. – 21 сент.
Лиль В. Народные артисты : [В. О. Массалитинова и Н. И. Дорохин − наши земляки] // Красное знамя [Елец].− 1971. − 18 дек.
Огрызков К. Ведущий актер МХАТа // Ленинское знамя. – 1981. – 4 апр. – С. 4.
Чекомазова В. Верный сын Родины // Красное знамя [г. Елец]. – 1985. – 3 авг. – С. 3.
Пилявская С. С. Грустная книга / С. С. Пилявская. – М. : Вагриус, 2001. – 346 с. : ил. – (Мой 20 век. Мемуары).
Шебалова А. Их познакомил МХАТ : [о Н. И. Дорохине и С. С. Пилявской] // Красное знами [г. Елец]. – 2015. – 18 июня. – С. 7.
Справочные материалы
Русский драматический театр : энциклопедия. – М., 2001. – С. 136.
Московская энциклопедия. – М., 2007. – Т. 1, кн. 1 : Лица Москвы. – С. 525.
Липецкая энциклопедия. – Липецк, 1999. – Т. 1. – С. 355.
Кинословарь. – М., 1966. – Т. 1. – С. 514.
Славные имена земли липецкой : биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деят. искусства. – Липецк, 2007. – С. 404.
Деятели искусства : биобиблиогр. указ. – Воронеж, 1982. – С. 40-41.
Интернет-ресурсы
Липецкий край: территория кино : [Дорохин Николай Иванович] [Электронный ресурс] / Липец. ОУНБ ; Е.В. Гончарова // Липецкая областная универсальная научная библиотека : сайт. – Режим доступа: https://lib48.ru/kray/kultura/dorokhin-nikolaj-ivanovich-1905-1954. – 24.04.2019.
Лауреат Сталинской премии, Заслуженный артист РСФСР Н. И. Дорохин [Изоматериал : электронный ресурс] : [открытка] / фот. Б. Фабисовича. // Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина : интернет-портал. – Режим доступа : https://www.prlib.ru/item/425815. – 24.04.2019.
Дорохин Николай Иванович [Электронный ресурс] // Всегда со мною…: авт. проект Алексея Тремасова : сайт. – Режим доступа : http://a-tremasov.ru/doroxin-nikolaj-ivanovich. – 24.04.2019.
Дорохин Николай Иванович [Электронный ресурс] // Кино-Театр.Ру : сайт. – Режим доступа : https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/12441/foto/603663/. – 24.04.2019.