ЛОУНБ
  • Персоналии
  • Сфера деятельности
  • Географический указатель
  • О ресурсе
  • Версия для слабовидящих
Знаменитые люди Липецкой области
ЛОУНБ

Чепкин Виктор Михайлович

Чепкин Виктор Михайлович
Техника
Лебедянский район

(1933–2016)

Конструктор авиационных двигателей для военных самолетов В. М. Чепкин родился 20 сентября 1933 года в Покрово-Казацкой слободе (ныне входит в черту г. Лебедяни). После окончания в 1957 году Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе работал в Пермском моторостроительном Конструкторском бюро.

В 1968 году Виктор Михайлович – ведущий конструктор, с 1972 года – первый заместитель главного конструктора, с 1982 года – главный конструктор – первый заместитель генерального конструктора П. А. Соловьева. Он принимал участие в создании турбореактивных двигателей для самолетов гражданской авиации, которые до настоящего времени широко применяются на самолетах Ил-76, Ту-154М. За создание двигателя Д-30КП для самолета Ил-76 Виктор Михайлович был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В. М. Чепкин был главным конструктором двухконтурного турбореактивного двигателя Д-30Ф6 для сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31, за что получил Ленинскую премию.

В 1983 году Виктор Михайлович был назначен заместителем министра авиационной промышленности СССР по вопросам двигателестроения. В 1984–2001 годах В. М. Чепкин – генеральный конструктор и генеральный директор НПО «Сатурн» им. А. М. Люльки.

Под его руководством были завершены конструкторско-доводочные работы и проведены государственные испытания турбореактивного двигателя 4-го поколения АЛ-31Ф для истребителя Су-27 и его последующих модификаций. Он же был непосредственным руководителем работ по двигателю АЛ-31ФП, который позволил самолетам Су-30МКИ и Су-35 в режиме сверхманевренности выполнять фигуры высшего пилотажа. С 1985 года Виктор Михайлович возглавил работы по созданию турбореактивного двигателя пятого поколения Ал-41Ф.

В. М. Чепкин принимал участие во многих проектах, в т.ч. Д-30Ф6 для истребителя-перехватчика МиГ-31, на котором установлено 6 мировых рекордов скорости и высоты полета. Его модификация также была установлена на самолет С-37 «Беркут» ОКБ Сухого. Это и РТВД-14 для космического самолета «Буран», и турбопривод ТП-22 для ракетного комплекса «Энергия», двигатель для малой авиации АЛ-55И, АЛ-31ФН для китайского самолета FX, АЛ-31ФП для самолета Су-30МКИ, единственный двигатель 5-го поколения АЛ-41Ф для самолета ОКБ им. А. И. Микояна 1.44. Коллективом, возглавляемым В. М. Чепкиным, был создан газотурбинный двигатель АЛ-31СТ для газоперекачивающих компрессорных станций по заказу ОАО «Газпром», который успешно эксплуатируется с 1996 года.

В. М. Чепкин – автор более 200 научных трудов, 91 патента на изобретения. Доктор технических наук (1986), профессор (1993), лауреат Ленинской премии (1981). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1976) и орденом Почета (2003). В 1999 году первым из российских ученыx он был удостоен премии Международного общества по воздушно-реактивным двигателям (ISOABE).

В. М. Чепкин был действительным членом Российской инженерной академии, Академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, Академии авиации и космонавтики, Международной академии экологии и безопасности жизнедеятельности, членом-корреспондентом американского института аэронавтики и астронавтики (AIAA), а также членом Лебедянского землячества.

Умер В. М. Чепкин 3 июня 2016 года в Москве.

Произведения автора

Андреев А. АО «Люлька-Сатурн» – лидер мирового авиадвигателестроения / А. Андреев, В. Чепкин // Российские аэрокосмические новости. – 1997. – Т. 2, № 3. – С. 16-18. – Режим доступа : http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/ross-aero-nov/1997/3-lulka.html.- 27.09.2016.
Открытое акционерное общество «А. Люлька-Сатурн» / В. М. Чепкин // Вестник Московского авиационного института. – 2000. – Т. 7 , № 1. – С. 68-73.
Андреев А. В. Вибрационное горение в форсажных камерах турбореактивных двигателей / А. В. Андреев, В. А. Лебедев, В. М. Чепкин. – Рыбинск : РГАТА, 2002. – 101 с. : ил.
От первого отечественного ТРД до современного двигателя пятого поколения / В. М. Чепкин, Е. Ю. Марчуков // Вестник Московского авиационного института. – 2005. – Т. 12, № 2. – С. 105-111.
Кто владеет информацией, тот владеет миром / В.М. Чепкин // Газотурбинные технологии : специализир. информ.-аналит. журнал. – 2005. – № 7.

Литература о жизни и творчестве

Кузьмина Л. М. Неизвестный Люлька: «пламенные сердца» гения / Л. М. Кузьмина. – М. : Яуза; Эксмо, 2007. – 115 с.
Кривошеин Н. Слово о главном конструкторе // Лебедянские вести [Лебедянский район]. – 2012. – 7 июля. – С. 3, 4.
Виктор Михайлович Чепкин // Крылья Родины. – 2013. – № 7-8. – С. 112-113 : портр.
Татарова К. Он был талантлив во всём : (о Викторе Михайловиче Чепкине) // Крылья Родины. – 2016. – № 7-8.

Интернет-ресурсы

Чепкин В. М. Актуальность опыта создания бестселлера Ал-31 : у России есть все шансы создать лучший в мире перспективный истребитель пятого поколения : [беседа с В. М. Чепкиным] / записал В. Удманцев [Электронный ресурс] // АвиаПорт : сайт. – Режим доступа : http://www.aviaport.ru/digest/2007/08/08/125822.html.- 27.09.2016.
Виктор Чепкин. Преображённый народ преобразует Россию! / записал А. Проханов [Электронный ресурс] // Завтра. – 2009. – 13 мая. – С. 3. – Режим доступа : http://www.x-libri.ru/elib/prohn000/00000100.htm#a34.- 27.09.2016.
Виктор Чепкин: «Задача конструктора – видеть будущее» / беседовал Е. Соловьев [Электронный ресурс] // Северный край: Ярославская областная ежедневная газета : сайт. – Режим доступа : http://www.sevkray.ru/news/2/39638/.- 27.09.2016.
Хлуднев Е. 35 лет на страже воздушных рубежей [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ser-sarajkin.narod2.ru/ALL_OUT/AiKOut10/MiG31Y35/MiG31Y35001.htm.- 27.09.2016.

Знаменитые люди Липецкой области © 2016-2022
+7 (4742) 72-61-05 | ibo@lib48.ru
При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна
Войти
  • Главная
  • Персоналии
  • Сфера деятельности
  • Географический указатель
  • О ресурсе
  • Версия для слабовидящих